Как правильно нарисовать эмблему спартака
Перейти к содержимому

Как правильно нарисовать эмблему спартака

  • автор:

Как правильно нарисовать эмблему спартака

«Спартак-Москва» является самым титулованным клубом в истории российского футбола. Для многих людей как внутри страны, так и за ее пределами, именно «Спартак» — главный спортивный бренд России, часть культурного кода нации. Такая роль накладывает серьезную ответственность, включая детальное внимание к визуальному стилю.

2022 — год столетия «Спартака». К столетию клуб запланировал масштабный ребрендинг, который воплотила студия Quberten, с уважением к традициям и вековой истории команды.

Эмблема «Спартака», однажды созданная Николаем Старостиным, без преувеличения всемирно известна. Поменялось направление линии внутри, а однажды даже цвет, но ромб оставался ромбом. И несмотря на то, что базовый смысл названия команды содержит мощную революционную отсылку, обновление логотипа следовало путем эволюции.

Мы живём в эпоху глобальной цифровизации. Сегодня критически важно, чтобы эмблема отвечала требованиям современного мира: хорошо работала на физических носителях и читалась даже на самых маленьких экранах, а также была технологичной и простой в производстве. Новый, но вечный ромбик «Спартака» абсолютно такой. Андрей Горбунов, автор и арт-директор проекта

Клуб проделал важную работу в 2013 году, когда представил обновление логотипа и первый в истории команды брендбук. Однако с тех пор спортивный дизайн полностью перешел в цифровую реальность. В нынешней работе удалось не просто подвергнуть эмблему деликатному упрощению, но и сделать построение более логичным, включая такие тонкие настройки, как угол сторон ромба и расположение звезд над ним.

Логотип — нулевая точка, из которой берет начало развитие айдентики. Чтобы проследить эволюцию эмблемы, была проделана внимательная работа с архивными фото и, впервые в истории клуба, подготовлена хронология логотипов, начиная с 1930-х. Все они взяты с реальных игровых форм.

В новой версии засечка на литере «С» и динамика рисунка мяча, которая соответствует диагонали знака, уравновешивают всю конструкцию. Звезды стали крупнее, расстояние между ними и углы подчинены общей геометрии. Эта стабилизация и отсутствие повторяющихся обводок вокруг элементов позволяют избежать эффекта муара, так логотип выглядит увереннее и читается даже в микромасштабе. По просьбе клуба мяч графически «растворился» в полосе, теперь он смотрится менее акцентно, чем на вариантах 1998 и 2013 годов.

Сверхмалый масштаб подразумевает, что эмблему легко можно узнать в иконке на экране мобильного телефона, лежащего на столе, в надписи сувенирного киоска в отдалении и на обратной стороне полиграфического буклета. Болельщики чаще всего взаимодействуют с логотипом либо с большого расстояния, ведь футбол — игра на стадионах, либо с исключительного малого расстояния — в картинке профиля на экране смартфона и ТВ-трансляциях.

Фирменный акцидентный шрифт FCSM Antiqua

Студия разработала для клуба эксклюзивный акцидентный шрифт. После того, как были заданы пластика и темп, к сборке гарнитуры привлекли профильного специалиста Ивана Гладких (студия TypeType). Практика создания собственных шрифтов — тренд в мировых спортивных организациях. Для отечественного футбола это по-прежнему редкость, выглядит логичным, что и здесь команда прокладывает путь последователям.

Созданный в тесном сотрудничестве двух студий шрифт FCSM Antiqua (вместе с более нейтральным FCSM Sans без засечек) открывает перед «Спартаком» новые горизонты визуального пространства. Он разработан на основе литеры «С» из логотипа, как квинтэссенции клубной истории. Шрифт является полноценным: помимо латиницы и кириллицы, прописных и строчных литер, он содержит также римские цифры, специальные символы и диакритические знаки. Таким образом клуб сможет использовать возможности мощного инструмента на сто процентов.

Они обширны: шрифт адаптируется к нужной среде и имеет разные начертания. Так «Спартак» говорит на разных языках — от винтажного стиля для старшего поколения болельщиков, до современного рубленного — для молодых поклонников. Шрифт узнаваемый, и подчеркивает статус поистине народной команды, ярче всего отражая ключевую идею спартаковского мира.

«Спартак» — 100. Стиль и брендбук

18 апреля 1922 года МКС (Московский кружок спорта), являвшийся предшественником «Спартака», провел свой первый матч. Сегодня, спустя 100 лет, московский «Спартак» является самым титулованным и популярным клубом в России.

Вековая история, великие футболисты и множество болельщиков по всему свету — то, что отличает от других и делает «Спартак» воистину «народной командой». Перед студией Quberten стояла задача сохранить идентичность клуба и создать вокруг нее стильный современный образ в год столетия.

Глобальный проект подразумевает под собой серьезную работу, поэтому создание нового облика «Спартака» началось задолго до логотипа. Коллеги из агентства Graphit by Leo Burnett Group разработали платформу бренда, а студия Quberten оформила ее в виде понятного визуального языка.

Прежде чем разрабатывать фирменный стиль, нужно было понять, какой месседж клуб хочет донести до своих болельщиков? Ведь «Спартак» — это и есть люди, которые его поддерживают всегда и везде. Для кого-то «Спартак» даже гораздо больше чем просто клуб, — это жизнь.

Пирамида «Здесь каждый важен» станет столпом новой коммуникационной стратегии. Она, как и многие другие правила, войдут в первый полномасштабный брендбук ФК «Спартак-Москва».

Современные юбилейные логотипы в футболе перестают быть статичными; они становятся вариативно-событийными, могут подстраиваться под различные нужды клуба. Именно такой подход и использовался в этом проекте, поэтому пак айдентики столетия очень гибкий: компонентный знак для всех случаев, знак бесконечности, трансформирующийся в цифру 100, и множество других субэлементов.

Эмблема с кожаным мячом — одна из подверсий в широком наборе знаков. За основу был взят мяч Tiento c Чемпионата Мира 1930 года в Уругвае. Именно он царствовал на полях в 30-е года прошлого века, когда Николай Старостин утверждал первый логотип «Спартака».

Известный рисунок мяча Tiento повсеместно встречается в мировом футболе, а в частности в клубах, которые хотят подчеркнуть глубокую историю. Аутентичные мячи используются в АПЛ и Примере, теперь ретро-мяч появится и в РПЛ.

Существенная и при этом не самая привычная для современных болельщиков деталь — направление диагоналей. Такое решение отсылает к «историческому» ромбу конца 30-х и начала 40-х годов.

Субэлементы и фреймы

Новый фирменный стиль «Спартака» построен на смешении разных элементов, например, шрифта и набора фреймов (в виде мечей, шлемов, щитов). Сочетая компоненты между собой, можно создавать различные композиции, что позволит клубу расширить возможности брендинга.

В основе айдентики заложены два направления: эпоха Авангарда (20-е года) и эстетика Древнего Рима. Их пересечение — характерный для авангарда дух фотографий с резким светом, падающим сверху, и необычные ракурсы, позы.

При построении кейвижуалов были использованы абстрактные композиции 20-х годов, которые отсылают к образу древнеримских статуй, а также жесткий свет из фотостиля — они и формируют агрессивный и узнаваемый стиль.

Узоры и графика

Все элементы — шрифты, узоры, кейвижуалы, — отлично сочетаются между собой, создавая еще большее разнообразие композиций для любых носителей, начиная от печатных и диджитальных и заканчивая атрибутикой.

Одной из подобных композиций стал паттерн, состоящий из отсылок к 8 знаменитым и важным противостояниям «Спартака». Узор — проверка на «истинного болельщика», в нем зашифрована форма клуба и результат каждого ключевого поединка за последние три десятилетия.

Запоминающаяся графика «Спартака» появится и на физических носителях. Брендинг проникает в малейшие детали стиля, поэтому субэлементы фирменной айдентики появятся и на бирках, и даже на вешалках в клубном магазине.

Такое глубокое погружение необходимо для создания полноценного образа вокруг серии мерча. Активные динамичные принты подчеркивают временной период основания клуба и лягут в основу специальной юбилейной коллекции.

Другие работы

Буженинова 30с3, пом. VII, ком. 6
Москва 107023
О персональных данных

Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс).

Сервис Яндекс.Метрика использует технологию «cookie» — небольшие текстовые файлы, размещаемые на компьютере пользователей с целью анализа их пользовательской активности.

Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи cookie, будет передаваться Яндексу и храниться на сервере Яндекса в ЕС и Российской Федерации. Яндекс будет обрабатывать эту информацию для оценки использования вами сайта, составления для нас отчетов о деятельности нашего сайта, и предоставления других услуг. Яндекс обрабатывает эту информацию в порядке, установленном в условиях использования сервиса Яндекс.Метрика.

История красно-белого ромбика: от идеи Старостина до конфликтов клуба с обществом «Спартак»

Спартак

Спартак

Владимир Маслаченко

Владимир Маслаченко

Николай Старостин

Николай Старостин

«Спартак» представил обновленную версию нового логотип. Изначально, еще в феврале, скорректировали геометрию в целом, но теперь внесли еще немного косметических изменений: «После изучения многочисленных комментариев решили изменить логотип и замкнуть линию мяча. Четкий цельный образ, строгая логика толщин и геометрия сохранены, при этом мяч считывается сразу и не смотрится инородным, так как вписан в ромб и диагонали», – пояснили сейчас в клубе. Главное: священный ромбик на месте. Поэтому логично поговорить об истории главного спартаковского символа. Слева – старый, справа – новый вариант. Нынешняя эмблема «Спартака» появилась в 1935-м, ее придумал идеолог клуба и автор названия – Николай Старостин. Произошло все примерно в одно время и обросло красивыми легендами. Название нового общества родилось в обсуждении в квартире на Спиридоновке. По легенде, Николай Старостин случайно посмотрел на стол, где лежала книга Рафаэлло Джованьоли «Спартак». «Нам нужен девиз, отображающий лучшие качества личности атлета: мужество, волю к победе, стойкость в борьбе, ловкость и силу, верность идее. Вождь римских гладиаторов имел все эти достоинства. Предлагаю назвать общество «Спартак»! – произнес Николай. Так гласит легенда. Насколько она правдива – неизвестно. Владимир Маслаченко признавался, что сам Николай Старостин рассказывал ему другую версию: «Назвали так клуб в честь оппозиционного молодежного движения Эрнста Тельмана в Германии. В это закладывалась скрытая контрдинамовская идея, но этого никто не должен был понимать, иначе название бы ни при каких обстоятельствах не прошло. Отсюда и романтическая выдумка про Джованьоли». Без разрешения высшего руководства СССР «Спартака» все равно не было бы. Николай был капитаном сборной СССР в начале 1930-х и общался с первым секретарем ЦК ВЛКСМ Александром Косаревым – он и помог при всех согласованиях. Из-за нелюбви к «Динамо», собиравшему многих футболистов админресурсом, по легенде, родилась и эмблема «Спартака». Старостин во всем хотел быть антагонистом ведомственного клуба, поэтому и перевернул ромбик. Основатель «Спартака» эту версию не подтверждал (но и не опровергал). Интересно, что впоследствии ромбик для «Динамо» перестал быть чем-то важным – сейчас бело-голубые вообще от него отказались. Но для «Спартака» ромбик – важная мифологема, кажется, что чуть ли не каждый воспитанник говорит об эмблеме как о чем-то сакральном. Цвета с антагонизмом напрямую точно не связаны – «Спартак» стал преемником «Красной Пресни». Эта команда играла в красно-белых цветах еще до появления «Спартака» – просто без эмблемы. (Небольшое отступление: «Спартак» празднует столетие в 2022-м и считает годом основания 1922-й – тогда Старостины основали «Московский клуб спорта», который через год был переименован в «Красную Пресню», потом стал «Промкооперацией», уже на базе которой 13 лет спустя запустили «Спартак»). После войны эмблема «Спартака» немного изменилась – в 1949-м белую линию отзеркалили и привели к виду, который сохранился до нашего времени. Почему? Точно мы не знаем. Основная версия – так просто эстетичнее, а Старостин провел линию слева направо, потому что был левшой. Но была и версия о том, что это символ восхождения.

«Беременный» ромб и конфликт с МФСО. «Спартак» чуть не лишили названия

Такой эмблема оставалась до девяностых. Но вскоре после развала СССР у футбольного клуба начался конфликт с одноименным МФСО – Международным физкультурно-спортивным обществом «Спартак». Как все получилось? Всесоюзное общество «Спартак» было упразднено во время перестройки, а новое появилось уже после развала СССР. Футбольный клуб на какое-то время был единственным представителем спортивного общества, поэтому Николай Старостин, который оставался при делах до самой смерти в 1996-м, сделал жест доброй воли – когда появилось новое общество, футбольный клуб вошел в него и передал все коммерческие права на эмблему бесплатно. Вскоре после смерти Старостина начались проблемы. Клуб постоянно ругался с МФСО, потому что боссы общества продавали права на эмблему кому угодно – и любой мог производить фактически официальную атрибутику «Спартака». А клуб пытался на ней зарабатывать – и требовал от МФСО прекратить. Те не прекратили. «Спартак» решил, что не хочет иметь общего с руководством общества, и вышел из МФСО. Только следом возникли сложности с правами на эмблему. По документам право на классический логотип принадлежало спортивному обществу, за эксклюзивные права оно требовало у клуба большую компенсацию. Сначала Олег Романцев, затем Андрей Червиченко, а потом и Леонид Федун платить за логотип не хотели – так в 1998-м появился «беременный» ромб с упрощенной буквой С и мячом в центре. «МФСО, возглавляемое Алешиной, в свое время приватизировало название и ромб, а сейчас планомерно уничтожает оставшиеся в живых «Спартаки». По существу, оно занимается своего рода поборами в отношении клубов. Не платите нам – значит, вы больше не «Спартак»! Вот вся политика этих людей, которые в спартаковской истории по сравнению с Вячеславом Старшиновым и Олегом Романцевым, Владимиром Шадриным и Андреем Тихоновым являются песчинками», – говорил Валерий Карпин, когда стал гендиректором клуба, а конфликт с МФСО вновь обострился. В 2002-м на эмблеме «Спартака» с созданием РПЛ появилась звезда – в России переняли европейский опыт и стали давать звездочки за 5 чемпионств. У «Спартака» на тот момент было 9 побед в чемпионате – и клуб застыл в шаге от второй звезды. Но так и не смог сделать этот шаг, а «вторая звезда» превратилась в мем. В 2010-м случилось обострение. Анна Алешина подала в суд и попыталась лишить московский клуб права использовать название «Спартак». Но не удалось. Название оставили. «Футбольному московскому «Спартаку», когда им руководил Олег Романцев, было разрешено использовать (с заключением письменного договора) спартаковский ромб с футбольным мячом внутри буквы «С». Нынешнее руководство ФК «Спартак» никаких договоренностей не выполняет. Более того, есть организации, которые заявляют, что они сами по себе. Речь идет о баскетбольном клубе «Спартак» из подмосковного Видного. Который пытается сделать какой-то свой знак «Спарта и К». Болельщики его все равно будут ассоциировать со «Спартаком». Мы готовы к сотрудничеству с любой организацией. Но мы не позволим без нашего разрешения использовать наши товарные знаки. У нас замечательные отношения с хоккейным «Спартаком», с футбольным клубом «Спартак» из Нальчика, с баскетбольным клубом «Спартак» из Ногинска. Но есть частные владельцы команд, которые просто пользуются нашим товарным знаком. Раз они нас не видят, то и мы их не будем видеть. Тот, кто не с нами, тот, значит, против нас», – говорила Алешина.

Вторая звезда (и даже больше), классическая «С» и красно-белый мяч

Вторая звезда над ромбиком все не зажигалась, хотя пару раз за эти 10 лет «Спартак» был очень близок к чемпионству. Поэтому 15 ветеранов клуба направили открытое письмо в РФС, чтобы признали и советские чемпионства. «Мы убеждены, что искусственно разделять историю ни в коем случае нельзя! Недопустимо начинать отсчет достижений с 1992 года, будто до него у «Спартака» и других клубов нашей страны не было чемпионских званий. По нынешнему же регламенту выходит, что братья Старостины и Игорь Нетто, Никита Симонян и Алексей Парамонов, Ринат Дасаев и Федор Черенков, Лев Яшин и Игорь Численко, Владимир Кесарев и Виктор Царев, Всеволод Бобров и Григорий Федотов, Валентин Николаев и Альберт Шестернев и многие другие великие футболисты ничего не выигрывали. Их достижения не отражены на эмблемах клубов, которые они олицетворяют! Это же полный нонсенс! И эта ошибка нуждается в исправлении», – говорилось в письме. На собрании РПЛ с доводами согласились. Так «Спартак» обрел не только вторую звезду, но сразу и третью, и четвертую. И другие клубы тоже смогли повесить себе звезды: ЦСКА, «Динамо» и вскоре «Зенит». Появление звезд на эмблеме совпало с ребрендингом: «Спартак» вернул букву «С» в классических очертаниях, а также покрасил черно-белый мяч в красно-белые цвета. «Редизайн эмблемы «Спартака» – лишь часть большого проекта по ребрендингу, который реализуется впервые в истории клуба и затрагивает множество аспектов: от незначительных элементов фирменного стиля до, например, полностью перерисованного образа спартаковского гладиатора», – рассказывал тогдашний генеральный директор Роман Асхабадзе. Новое лого понравилось многим. Например, Андрею Тихонову: «Мне эмблема понравилась. В ней современный «Спартак» сочетается с нашими историческими традициями. Логично, что мяч стал красно-белым, ведь клубные цвета «Спартака» всегда были красно-белыми. Без черного цвета. Также обратил внимание на то, что буква «С» стилизована под ретро». В 2016-м «Спартак» помирился с МФСО – и даже заговорили о возвращении классической эмблемы. «Решение за клубом, со стороны общества будет полная поддержка. Договор уже подписан, на прошлой неделе мы отдали его на регистрацию в Роспатент. Сроки регистрации – до двух месяцев», – говорила Алешина. Затем «Спартак» стал чемпионом – и разговоры о смене эмблемы утихли. В 2020-м тему поднял Шамиль Газизов. «Клуб намерен использовать классический ромб в рамках программы мероприятий по 100-летию клуба. Мы обсуждаем с Nike, что старый логотип клуба станет элементом юбилейной формы с элементами ретростиля. Сейчас речь не идет о замене одного логотипа другим. В любом случае дальнейшее использование классического ромба нужно обсуждать с болельщиками и СМИ», – говорил он «Чемпионату». И вот «Спартак» дошел до изменения логотипа. Как вам?

Как делали новую эмблему «Спартака» и зачем ее вообще менять? Подробный рассказ создателя

Попадите в фильм про столетие московского «Спартака». Cнимите видео, как поддерживаете любимый клуб

Телеграм-канал/твиттер Алфимова

Фото: РИА Новости/Дмитрий Донской, Александр Вильф

Все эмблемы «Спартака» за 100 лет

Коллекция значков эмблем «Спартака» за 100 лет. К 100-летию клуба обновлена коллекция спартаковских значков. Вашему вниманию эмблемы футбольного клуба «Спартак» за вековую историю.

1935 – 1949. 1935 год. Спартаковскую эмблему придумал Николай Петрович Старостин: в противовес вертикальному динамовскому ромбу он создал горизонтальный красный ромб с белой окантовкой, с буквой «С» в центре, через которую проходила белая полоса. Шла она внутри ромба по другой диагонали, нежели сейчас. По одной из легенд название было придумано Николаем Старостиным, который был вдохновлен популярным в Советском Союзе романом итальянского писателя Рафаэлло Джованьоли «Спартак» о гладиаторе, поднявшим восстание В Римской империи и стал символом борьбы за свободу. Новое имя было принято единогласно и больше не менялось.

1949-1998. 1949 год. Новый вид окончательно обретает спартаковская эмблема: белая полоска внутри ромба изменила направление.

1998-2002. 1998 год. После победы в Кубке УЕФА над «Аяксом» изменяется официальная эмблема клуба: в ромбе появляется черно-белый футбольный мяч, вписанный в «С» (дизайн буквы тоже меняется). Это произошло из-за того, что клубу и обществу «Спартак» не удалось достичь согласия относительно единого использования эмблемы в качестве товарного знака. Это изменение диктовалось в первую очередь экономической необходимостью.

2002-2013. 2002 год. Среди всех российских клубов только у «Спартака» над эмблемой появляется золотая звезда. С образованием Премьер-Лиги клуб получил право «повесить» такую звезду на эмблему за пять выигранных чемпионатов России. К этому времени на счету спартаковцев было 9 российских чемпионских титулов.

2013-2022. 2013 год. Летом спартаковские ветераны становятся инициаторами изменения эмблемы – титулы чемпионов СССР должны быть включены в список регалий команд. Это позволило «Спартаку» нанести четыре золотые звезды на эмблему клуба (одна звезда за пять чемпионств; всего — 21 чемпионство). Мяч внутри эмблемы из черно-белого превратился в красно-белый, а буква «С» изменила свои очертания в соответствии со старыми традициями.

2022 год. В год столетия клуба спартаковская эмблема частично изменилась. Каждый элемент был переосмыслен и приведен к единой масштабной линейке. Ромб выстроен строго геометрически с модульным углом 30 градусов, который множественно поддерживается во всех элементах эмблемы и стиля. Скосы литеры «С» также подчинены углам ромба, благодаря чему в логотипе нет ни единой лишней или случайной линии. Звезды расположены в строгом соответствии с логотипом. Расстояние между ними определено геометрией самих звезд. Литера «С» расположена точно по оси ромба, сохранив при этом идеально круглый внутренний контур. Упрощение и укрупнение элементов литеры «С» позволяет избежать лишних ступеней в диагонали. Рисунок мяча тоже несколько изменился. Он динамичен, при этом геометрия шашек продиктована диагональю эмблемы. Возникающий графический градиент дополнительно стабилизирует литеру «С». Линии контура равны по толщине и тождественны хвостику литеры «С».

Варианты классической эмблемы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *