Чья машина могла выполнять только сложение многозначных чисел
Перейти к содержимому

Чья машина могла выполнять только сложение многозначных чисел

  • автор:

Не поможете с некоторыми вопросами по информатике?

1.Чья машина могла выполнять только сложение многозначных чисел?
a)Паскаля.
b)Холлерита.
c)Беббиджа.
d)Айкена.
2. Позволяет записывать и постоянно хранить нужную информацию не очень большого объема:
a)Жесткий диск.
b)CD диск.
c)DVD диск.
d)Гибкий диск.
3. Укажите верное (ые) высказывание (я):
а) Компьютер – это техническое средство для преобразования информа-ции.
б) Компьютер – предназначен для хранения информации и команд.
в) Компьютер – универсальное средство для передачи информации.
4.Что такое архитектура ПК?
а) Внутренняя организация ПК.
б) Технические средства преобразования информации.
в) Технические средства для преобразования информации.

Лучший ответ

1 a) 2 d) 3 a) 4 a)

Где ж эти знания требуют-то? Не уж то ЕГЭ?

*Kristal*Ученик (98) 7 лет назад
Эти знания требует информатика 🙂
Не уверена, что мне это пригодится..

Алекс Куха Высший разум (442760) У вас в учебнике все ответы есть. Ежели это просто контрольная, тогда ещё ничего, нормально

*Kristal*Ученик (98) 7 лет назад
Остальные ответы

На 3 и 4 — все перечисленное подходит
На 2 — смотря что считать не очень большим объемом. Сейчас 100 Гб — не очень большой объем, а у меня в ящике жесткий диск на 400 Мб. лежит.

Что на самом деле делала программа Ады Лавлейс?

image

Эпизод с основанием Microsoft – один из наиболее известных в компьютерной истории. В 1975 году Пол Аллен вылетел в Альбукерк, чтобы продемонстрировать интерпретатор BASIC, которые они с Биллом Гейтсом написали для микрокомпьютера Altair. Поскольку у них не было работающего компьютера Altair, они проверили свой интерпретатор при помощи написанного ими эмулятора, выполнявшегося на компьютерной системе Гарварда. Эмулятор был основан только на опубликованных спецификациях процессора Intel 8080. Когда Аллен, наконец, запустил интерпретатор на реальном компьютере Altair – перед человеком, который, как они надеялись, купит их ПО – он даже не знал, заработает ли программа. Она заработала. В следующем месяце Аллен и Гейтс официально основали новую компанию.

За более чем сто лет до интерпретатора BASIC Аллена и Гейтса, Ада Лавлейс написала и опубликовала компьютерную программу. Она тоже написала программу для компьютера, о котором знала только по описанию. Но её программа, в отличие от интерпретатора BASIC, никогда не выполнялась, потому что компьютер, для которого она была написана, так и не был построен.

Программу Лавлейс часто называют первой в мире компьютерной программой. Но не все согласны с тем, что её следует так называть. Наследие Лавлейс оказывается одной из самых горячо обсуждаемых тем компьютерной истории. Уолтер Айзексон писал, что диспут по поводу степени и достоинств её вкладов представляет «небольшую академическую важность». С неизбежностью диспут подогревает тот факт, что Лавлейс была женщиной. Историки цитировали всякого рода свидетельства, чтобы доказать, что оказываемые ей почести соответствуют случаю, или, наоборот, незаслуженны. Но они тратят гораздо меньше времени на объяснение технических деталей её опубликованной работы, что обидно, поскольку именно технические детали представляют самую интересную часть этой истории. Кому же неинтересно было бы узнать, как должна была работать программа, написанная в 1843 году?

Честно говоря, программу Лавлейс тяжело объяснить обывателям. Но именно запутанность её программы делает её такой примечательной. Достойна она зваться первым программистом, или нет, её программа была записана с такой точностью, которая превзошла всё, что было до этого. Она тщательно продумала, какие операции можно объединить в группы, которые можно будет повторять – изобретя, таким образом, цикл. Она поняла, как важно отслеживать состояние изменяющихся переменных, и придумала запись, отражающую эти изменения. Я, как программист, поражён тем, насколько работа Лавлейс напоминает опыт написания софта сегодня.

Так давайте же поближе познакомимся с программой Лавлейс. Она разработала её для подсчёта чисел Бернулли. Чтобы понять, что это такое, необходимо вернуться на пару тысячелетий в прошлое, к началу одной из наиболее старых задач математики.

Суммы степеней

Пифагорейцы жили на берегах Средиземного моря и поклонялись числам. Одним из их хобби было составление треугольников из гальки.

Один камень, за которым идёт ряд из двух камней, вместе составляют треугольник из трёх камней. Добавьте ещё один ряд из трёх камней, и получится треугольник из шести камней. Эту процедуру можно продолжать, каждый раз добавляя ряд с количеством камней, увеличивающимся на единицу. Треугольник из шести рядов содержит 21 камень. А сколько камней будет в треугольнике из 423 рядов?

Пифагорейцы искали способ подсчитать сумму следующего ряда, не проводя суммирование:

В итоге они поняли, что если расположить два треугольника одинакового размера рядом друг с другом так, чтобы они образовали прямоугольник, можно найти площадь прямоугольника и разделить её на два, чтобы получить количество камней в каждом из треугольников:

Архимед изучал схожую проблему. Его интересовала следующая последовательность:

1 2 +2 2 +3 2 +⋯+n 2

Её можно представить себе, как столбик из квадратов всё большего размера (состоящих из крохотных кубиков), стоящих один на другом в виде пирамиды. Архимед хотел узнать, есть ли лёгкий способ сказать, сколько кубиков потребуется для создания пирамиды с, допустим, 423 уровнями. Он записал решение задачи, которое тоже допускает геометрическую интерпретацию.

Три пирамидки можно составить вместе, чтобы они сформировали прямоугольную призму, с одного конца которой есть небольшой выступ в один кубик высотой. Этот выступ представляет собой треугольник, подчиняющийся тем же правилам, что и каменные треугольники пифагорейцев. Поэтому объём всей фигуры задаётся следующим уравнением:

3(1 2 +2 2 +3 2 +⋯+n 2 ) = (n+1)n 2 +(1+2+3+⋯+n)

Подставляя уравнение пифагорейцев для суммы первых n целых чисел, и проведя некоторые алгебраические операции, получим:

1 2 +2 2 +3 2 +⋯+n 2 =n(n+1)(2n+1)/6

В 499 году индийский математик и астроном Ариабхата опубликовал свою работу, известную, как Ариабхатия, в которой была приведена формула для вычисления суммы кубов:

1 3 +2 3 +3 3 +⋯+n 3 =(1+2+3+⋯+n) 2

Формулу для суммы первых n положительных целых чисел в четвёртой степени опубликовали только 500 лет спустя.

К этому времени у вас мог появиться вопрос – а нет ли какого-нибудь универсального метода для вычисления суммы первых n целых чисел, возведённых в степень k? Математики тоже этим интересовались. Йохан Фаульхабер, немецкий математик, слегка подвинутый на нумерологии, смог вывести формулы для суммы целых вплоть до 17-й степени, опубликовав их в 1631 году. Но это заняло у него много лет, и общего решения он не дал. Блез Паскаль, наконец, придумал обобщённый метод в 1665 году, который, правда, зависел от подсчёта суммы целых чисел, возведённых в предыдущие степени. К примеру, для подсчёта суммы первых n положительных целых чисел, возведённых в 6-ю степень, вам нужно было сначала узнать, как подсчитать сумму первых n положительных целых чисел, возведённых в 5-ю степень

Более практичное обобщённое решение было приведено в посмертно опубликованной работе швейцарского математика Якоба Бернулли, умершего в 1705. Бернулли начал с того, что вывел формулы для подсчёта сумм первых n положительных целых чисел, возведённых в первую, вторую, третью и четвёртую степени. Он записал их в виде многочленов:

1+2+3+⋯+n = 1/2n 2 +1/2n

1 2 +2 2 +3 2 +⋯+n 2 =1/3n 3 +1/2n 2 +1/6n

1 3 +2 3 +3 3 +⋯+n 3 =1/4n 4 +1/2n 3 +1/4n 2

Используя треугольник Паскаля, Бернулли понял, что эти многочлены следуют предсказуемой закономерности. По сути, Бернулли разбил коэффициенты каждого члена на два множителя, один из которых он мог определить при помощи треугольника Паскаля, а другой – вывести из интересного свойства, по которому все коэффициенты в многочлене в сумме равнялись единице. Понять, какую экспоненту поставить у каждого члена, было несложно, поскольку они тоже следовали предсказуемой закономерности. Множители каждого коэффициента, которые нужно было вычислять по правилу «сумма равна единице», сформировали последовательность, которая стали известна, как числа Бернулли.

Открытие Бернулли не означало, что сумму первых n положительных целых чисел, возведённых в любую степень, теперь можно было вычислить тривиально. Чтобы подсчитать сумму первых n положительных целых чисел, возведённых в степень k, необходимо было узнать все числа Бернулли вплоть до k-того. А каждое число Бернулли можно было подсчитать, только зная все предыдущие. Но высчитывать длинную последовательность чисел Бернулли было несравненно легче, чем подсчитывать каждую сумму возведённых в степень чисел, поэтому открытие Бернулли стало большим прорывом для математики.

Бэббидж

Чарлз Бэббидж родился в 1791 году, почти через сто лет после смерти Бернулли. У меня всегда было такое представление о нём, что он разработал, но не построил механический компьютер. Но я никогда точно не понимал, как этот компьютер должен был работать. Как оказалось, основные идеи понять довольно легко. Программа Лавлейс должна была работать на одной из машин Бэббиджа, поэтому нам надо сделать ещё одно небольшое отступление и поговорить о том, как эти машины работали.

Бэббидж придумал две отдельных механических вычислительных машины. Первая называлась разностной машиной. До изобретения карманных калькуляторов, люди полагались на логарифмические таблицы для подсчёта произведения больших чисел. Большие логарифмические таблицы принципиально не так уж сложно составить, но количество вычислений, требовавшееся для их составления, приводило к тому, что во времена Бэббиджа в них часто содержались ошибки. Раздражённый этим, Бэббидж решил создать машину, способную механически создавать таблицы логарифмов, не допуская ошибок.

Разностная машина была не компьютером, потому что она умела только складывать и вычитать. Она пользовалась методом, придуманным французским математиком Гаспаром де Прони, разбившим процесс построения таблицы на мелкие шаги. Эти шаги требовали только сложения и вычитания, что означало, что для построения таблицы можно задействовать небольшую армию людей, не обладавших способностями к математике. Метод де Прони, известный, как метод разделённых разностей, можно было использовать для составления таблицы по любому многочлену. А многочлены уже можно было использовать для приближённого вычисления логарифмических и тригонометрических функций.

Чтобы представить себе, как работал этот процесс, рассмотрим следующую простую полиномиальную функцию:

Метод разделённых разностей находит разницу между последовательными значениями y для разных значений x. Затем находятся разницы между этими разностями, и затем, возможно, ещё разницы между последними разностями, до тех пор, пока не появляется постоянная разность. Эту разность затем можно использовать для получения следующего значения полинома через сложение.

Поскольку указанный многочлен имеет лишь вторую степень, мы можем найти постоянную разность после всего лишь двух столбцов разностей:

x y Diff 1 Diff 2
1 2
2 5 3
3 10 5 2
4 17 7 2
5 ? ? 2

Теперь, зная, что постоянная разность равна 2, мы можем найти значение y, когда x равно 5, при помощи одного сложения. Сложив 2 и 7, последнее значение в столбце Diff 1, мы получим 9. Сложив 9 и 17, последнее значение в столбце y, мы получим 26 – наш ответ.

У разностной машины Бэббиджа для каждого разностного столбца таблицы был свой физический столбец с шестерёнками. Каждая шестерёнка представляла десятичную позицию, а весь столбец – десятичное число. У разностной машины было восемь колонок с шестернями, поэтому она могла составлять таблицы полиномов вплоть до седьмой степени. Колонки изначально ставили на значения, совпадающие с ранним рядом таблицы разностей, просчитанным заранее. Оператор затем должен был поворачивать коленчатый вал, что заставляло постоянную разность перемещаться по машине, когда значения, хранившиеся в каждой из колонок, добавлялись к следующим.

Бэббидж сумел построить небольшую часть разностной машины и использовать её для демонстрации своих идей на вечеринках. Но, даже потратив столько денег, что их хватило бы на постройку двух крупных боевых кораблей, он так и не смог завершить свою машину. В начале XVIII века Бэббидж не нашёл никого, кто смог бы изготовить нужное ему количество шестерней с нужной точностью. Рабочую версию разностной машины построили лишь в 1990-х годах, после появления высокоточных станков.

В итоге Бэббидж потерял интерес к разностной машине, поняв, что можно создать куда как более мощную и гибкую машину. Его «аналитическая машина» сегодня известно, как механический компьютер Бэббиджа. Аналитическая машина основывалась на тех же колонках шестерней, что и разностная, но если у последней было всего восемь колонок, то у аналитической их должно было быть несколько сотен. Аналитическую машину можно было бы программировать при помощи перфокарт, как жаккардовый ткацкий станок, и она могла бы делить и умножать, а не только складывать и вычитать. Для выполнения одной из этих операций часть машины под названием «мельница» перестраивала бы себя в нужную конфигурацию, считывала бы операнды с других колонок, использовавшихся для хранения данных, а потом писала бы результат на другие колонки.

Бэббидж назвал её аналитической машиной, поскольку она была достаточно мощной для того, чтобы заниматься чем-то, напоминающим матанализ. Разностная машина могла выдавать таблицы полиномов, но аналитическая машина могла бы подсчитать, к примеру, коэффициенты полиномиального размножения другого выражения. Это была удивительная машина, но британское правительство приняло мудрое решение отклонить запрос на её финансирование. Поэтому Бэббидж направился за границу, в Италию, чтобы там попробовать найти себе поддержку.

Примечания переводчицы

В Турине Бэббидж познакомился с итальянским инженером и будущим премьер-министром Луиджи Федерико Менабреа. Он убедил Менабреа написать обзор возможностей аналитической машины. В 1842 Менабреа опубликовал работу по этой теме на французском языке. В следующем году Лавлейс опубликовала перевод работы Менабреа на английский.

Лавлейс, известная тогда, как Ада Байрон, познакомилась с Бэббиджем на вечеринке в 1833 году, когда ей было 17, а ему 41. Лавлейс была поражена разностной машиной Бэббиджа. Но она смогла разобраться, как та работает, поскольку в детстве её активно обучали математике. Её мать, Анабелла Милбанк, решила, что твёрдая математическая основа образования дочки отвадит от неё дикую и романтическую натуру, которой обладал её отец лорд Байрон, знаменитый поэт. После знакомства в 1833 году Лавлейс и Бэббидж оставались в общем социальном кругу и часто переписывались.

Ада Байрон вышла замуж за Уильяма Кинга в 1835. Кинг позднее стал графом Лавлейсом, вследствие чего Ада стала графиней Лавлейс. И даже родив троих детей, она продолжала обучаться математике, взяв в учителя Огастеса де Моргана, открывшего законы Моргана. Лавлейс сразу распознала потенциал аналитической машины, и с готовностью согласилась работать с ним для продвижения этой идеи. Её друг предложил ей перевести работу Менабреа для английской аудитории.

В работе содержалось краткое описание работы разностной машины, а потом было показано, насколько бы её превзошла аналитическая машина. Аналитическая машина должна была быть настолько мощной, что могла бы «сформировать результат перемножения двух чисел, каждое из которых состоит из двадцати знаков, всего за три минуты». Менабреа дал и другие примеры возможности машины, демонстрируя, как она решала бы простую систему линейных уравнений и раскладывала бы результат перемножения двух биномов. В обоих случаях Менабреа представил то, что Лавлейс назвала «диаграммами развития», описывавшими последовательность операций, необходимых для вычисления правильного ответа. Это были программы, в том же смысле, в каком программа Лавлейс была программой, и они были опубликованы за год до её работы. Но, как мы увидим, программы Менабреа были всего лишь примерами возможного. Все они были тривиальными в том смысле, что не требовали никакого разветвления или циклов.

Лавлейс добавила несколько примечаний к своему переводу работы Менабреа, и в сумме они оказались длиннее оригинальной работы. Именно там она сделала свой основной вклад в вычисления. В примечании А, которое Лавлейс сделала к изначальному описанию аналитической машины, она подробно, и иногда лирически объясняла, что эта машина сможет выполнять произвольные математические операции. Она предвидела, что машина, подобная этой, не будет ограничена работой с числами, и сможет обрабатывать любые объекты, «чьё взаимное фундаментальное взаимодействие можно выразить абстрактной наукой операций, и которые можно приспособить к операционным записям и механизму машины». Она добавила, что когда-нибудь такая машина сможет, например, сочинять музыку. Такое предвидение было тем более примечательно, что сам Менабреа считал эту машину лишь инструментом для автоматизации «длительных и скучных вычислений», который бы освободил интеллектуальные возможности гениальных учёных для более передовых исследований. Чудесное предвидение Лавлейс, продемонстрированное в примечании А, является одной из главных причин того, почему мы чествуем её сегодня.

Другое знаменитое примечание – примечание G. Лавлейс начинает его, утверждая, что, несмотря на впечатляющие возможности, нельзя сказать, что аналитическая машина «думает». Именно это примечание Алан Тьюринг позже будет называть «возражением Ады Лавлейс». Тем не менее, продолжает Лавлейс, машина способна на удивительные вещи. Для демонстрации возможности обработки более сложных задач, Лавлейс предлагала свою программу для вычисления чисел Бернулли.

Полный её текст, в виде расширенной «диаграммы развития», формат которой Лавлейс описывает в примечании D, можно посмотреть тут. Это, по сути, список операций, обозначенных математическими символами. Не похоже, чтобы Бэббидж или Лавлейс зашли так далеко, чтобы разработать набор операционных кодов для аналитической машины.

Хотя Лавлейс описывала метод вычисления полной последовательности чисел Бернулли до определенного предела, приведённая ею программа показывала только один шаг этого процесса. Она подсчитывала число, которое она назвала B7, известное современным математикам, как восьмое число Бернулли. Поэтому её программа решала следующее уравнение:

Тут каждый член представляет коэффициент в полиномиальной формуле для суммы целых чисел, возведённых в определённую степень. Тут речь идёт о восьмой степени, поскольку восьмое число Бернулли впервые появляется в формуле для суммы целых положительных чисел, возведённых в восьмую степень. Числа B и A представляют два вида множителей, открытых Бернулли. Числа от B1 до B7 – различные числа Бернулли, пронумерованные согласно Лавлейс. Числа от A0 до A5 представляют собой множители коэффициентов, которые Бернулли мог вычислить при помощи треугольника Паскаля. Значения A0, A1 и A3 приведены ниже. Здесь n обозначает индекс числа Бернулли в последовательности нечётных чисел Бернулли, начинающихся с первого. В программе Лавлейс n = 4.

Я перевёл программу Лавлейс на язык C, и так, наверное, её будет проще читать. Сначала её программа вычисляет A0 и результат умножения B1A1. Затем начинается цикл, повторяющийся дважды, для вычисления B3A3 и B5A5, поскольку они считаются по одной схеме. После подсчёта каждого перемножения, результат добавляется к предыдущим, поэтому к концу программы получается полная сумма.

Очевидно, что перевод на C не может быть точным воспроизведением программы Лавлейс. Он объявляет переменные в стеке, а переменные Лавлейс больше были похожи на регистры. Но он делает более очевидной наиболее пророческую часть программы Лавлейс. В программе на C есть два цикла while, один внутри другого. У программы Лавлейс не было циклов while, но она сгруппировала операции, и описала в примечании, почему они должны повторяться. Переменная v10 из оригинальной программы и в переводе на C, работает счётчиком, уменьшающимся с каждым проходом цикла – подобная конструкция знакома каждому программисту. В общем, кроме изобилия переменных с непонятными именами, программа на C не выглядит чем-то незнакомым.

Стоит также отметить, что перевод программы Лавлейс на C был не очень сложным, благодаря одной детали в её диаграмме. В отличие от таблиц Менабреа, в её таблице есть столбец «признак изменения значения переменной», благодаря которому гораздо проще отслеживать изменение состояния. Она добавляет каждой переменной надстрочный индекс, чтобы обозначить хранящиеся в них последовательные значения. Индекс 2, к примеру, означает, что используемое значение – это второе значение, присвоенное переменной с начала программы.

Первый программист?

После того, как я перевёл программу Лавлейс на язык C, я смог запустить её на компьютере. К моему разочарованию, результат получался неверный. После поиска ошибок я, наконец, понял, что проблема была не с моим кодом – баг содержался в изначальной программе!

В «диаграмме развития» Лавлейс пишет в четвёртой операции v5 / v4. Но правильно будет v4 / v5. Эта ошибка могла появиться при печати, а не у Лавлейс. Так или иначе, это самый старый компьютерный баг. Я удивился тому, что порядка десяти минут потратил на поиск самого первого бага в истории.

Джим Рэндал, другой блогер, переведший программу Лавлейс на Python, также отметил этот баг с делением и две других проблемы. О чём говорят нам небольшие ошибки в опубликованной программе Ады Лавлейс? Возможно, о том, что она пыталась написать не просто демонстрацию, а настоящую программу. Ведь нельзя же писать что-то, кроме игрушечных программ, избегая ошибок?

В одной из статей Википедии написано, что Лавлейс первая опубликовала «сложную программу». Возможно, именно так и стоит воспринимать её достижение. Менабреа в своей работе опубликовал «диаграммы развития» за год до публикации перевода Лавлейс. Бэббидж также написал более двадцати программ, так и не опубликованных. Поэтому не совсем верно писать, что Лавлейс написала или опубликовала первую программу, хотя всегда можно поспорить о том, что считать программой. И всё равно, программа Лавлейс намного опередила всё, что было опубликовано до неё. В самой длинной программе Менабреа было 11 операций и не было циклов и ветвлений. В программе Лавлейс было 25 операций и вложенный цикл (а, следовательно, и ветвление). Менабреа в конце своей работы написал следующее:

После постройки машины трудности сведутся к изготовлению карточек; но поскольку это всего лишь перевод алгебраических формул, посредством некоей простой записи будет довольно просто перепоручить их выполнение какому-нибудь рабочему.

Ни Бэббидж, ни Менабреа особенно не интересовались применением аналитической машины к задачам, выходящим за пределы математических проблем, которые и подвигли Бэббиджа к созданию вычислительных машин. Лавлейс поняла, что аналитическая машина была способна на гораздо большее, чем могли представить себе Бэббидж и Менабреа. Лавлейс также уловила, что «изготовление карточек» не станет механической работой, и что этим можно заниматься плохо или хорошо. Сложно оценить это, не понимая её программу из примечания G, и не видя, сколько заботы она проявила при её разработке. Но, проделав это, вы можете согласиться с тем, что Лавлейс, даже не будучи самым первым программистом, была первым программистом, заслужившим это название.

  • чарльз бэббидж
  • ада лавлейс
  • разностная машина
  • Программирование
  • Математика
  • История IT

дистанционная работа с обучающимися

В настоящее время трудно себе представить полноценное преподавание дисциплин без материалов с печатной основой. Данное пособие предназначено для организации самостоятельной работы обучающихся с новым материалом на уроках информатики и ИКТ.

В данной рабочей тетради предложены задания для самостоятельного закрепления новых знаний и умений. Эта тетрадь используется для стимулирования самостоятельного изучения нового материала. Задания в рабочей тетради дополняют и углубляют сведения, имеющиеся в учебнике.

Теория, а на нее выделено 2 раздела, всегда вызывает у обучающихся затруднения потому, что при изучении не предусмотрена работа на компьютере. Это не способствует эффективному усвоению материала, и у ребят пропадает интерес к обучению. Для того чтобы этого не произошло, я предлагаю задания творческого характера. Также в рабочей тетради представлены задания для всех разделов, изучающихся на первом курсе.

По всем разделам предусмотрено выполнение теста.

Главное назначение рабочей тетради – расширить горизонты изучения материалов учебника, предоставить обучающемуся возможность остановиться, подумать, проанализировать и/или проверить понимание тех или иных вопросов, попытаться самостоятельно решить наиболее интересные проблемы и задачи.

ЗАКОН МЕРФИ

Наблюдение Этторе.
Соседняя очередь всегда движется быстрее.

Закон Буба.
Утерянное всегда находишь в последнем кармане.

Первый закон корректировки.
Информация, ведущая к обязательному изменению проекта,
поступит к автору этого проекта тогда и только тогда,
когда чертежи уже выполнены.

Следствие.
В простых случаях, когда отчетливо виден явно правильный вариант
и один явно неправильный, часто разумнее выбрать неправильный,
чтобы быстрее приступить к неизбежным исправлениям.

Второй закон корректировки.
Чем безобиднее на вид изменение, тем большим будет его влияние
в дальнейшем и тем больше чертежей придется изменять.

Закон потерянного дюйма.
При работе над любым проектом ни один габаритный
размер не может быть установлен точно после 16 часов 40 минут в пятницу.

Следствие.
Правильный результат будет самоочевиден в 09 часов 01 минут утра в понедельник.

Закон прикладной неразберихи.
Деталь, которую завод забыл поставить, обеспечивает 75% объема поставок.
Разобравшись, вы легко обнаружите, что завод не только забыл ее поставить,
но и 50% времени ее вообще не производил.

  1. Доставка на грузовике, обычно требующая одного дня, займет 5 дней, если вы ждете именно этот грузовик.
  2. Добавив 2 недели к положенному по графику сроку на непредвиденные задержки, добавьте еще 2 недели на непредвиденность самих непредвиденных задержек.

Уравнения Снэйфу.
1. В задаче из N уравнений будет N+1 неизвестная.
2. Самый необходимый предмет или самая необходимая доза
информации будут наименее доступными.
3. Как только вы используете все возможные способы решения и не найдете
подходящего, тут же найдется решение простое и очевидное
для всех других людей.

Закон Микша.
Если у веревки есть один конец, значит, у нее должен быть и другой.

Законы машинного программирования
1. Любая действующая программа устарела.
2. Любая программа обходится дороже и требует больших затрат времени,
чем предполагалось.
3. Если программа полностью отлажена, ее нужно будет скорректировать.
4. Любая программа стремится занять всю доступную память.
5. Ценность программы прямо пропорциональна весу ее ‘выдачи’.
6. Сложность программы растет до тех пор,
пока не превысит способности программиста.

Постулаты Трумэна по программированию.
1. Самая грубая ошибка будет выявлена,
лишь когда программа пробудет в производстве, по крайней мере, полгода.
2. Контрольные перфокарты,
которые не могут стоять в неправильном порядке, будут перепутаны.
3. Если назначен специальный человек для контроля
за чистотой исходной информации, то найдется изобретательный идиот,
который придумает способ, чтобы неправильная информация
прошла через этот контроль.
4. Непечатный жаргон — это тот язык, которым решительно все
программисты владеют в совершенстве.

Законы ненадежности Джилба.
1. Компьютеры ненадежны, но люди еще ненадежнее.
2. Любая система, зависящая от человеческой надежности, ненадежна.
3. Число ошибок, которые нельзя обнаружить, бесконечно,
в противовес числу ошибок, которые можно обнаружить —
оно конечно по определению.
4. В поиски повышения надежности будут вкладываться средства до тех пор,
пока они не превысят величину убытков от
неизбежных ошибок, или пока кто-нибудь не потребует,
чтобы была сделана хоть какая-то полезная работа.

Закон Брука.
Увеличение числа участников при подготовке опаздывающей
программы только замедляет процесс.

Закон мира ЭВМ по Голубу.
1. Неточно спланированная программа требует в три раза больше времени,
чем предполагалось; тщательно спланированная — только в два раза.
2. Работающая над программой группа питает
отвращение к еженедельной отчетности о достигнутых результатах,
поскольку она слишком явно свидетельствует об отсутствии таковых.

Принцип Шоу.
Создайте систему, которой сможет пользоваться дурак,
и только дурак захочет ею пользоваться.

Искусство обращения с машинами.

Принцип IBM.
Машина должна работать, человек — думать.

Закон своенравия природы.
Нельзя заранее правильно определить,
какую сторону бутерброда мазать маслом.

Закон избирательного тяготения.
Предмет упадет таким образом, чтобы нанести наибольший ущерб.

Следствие Дженнинга.
Вероятность того, что бутерброд упадет маслом вниз,
прямо пропорциональна стоимости ковра.

Следствие Клипштейна.
Уронят самую хрупкую деталь.

Закон цеха Энтони.
Любой инструмент, если его уронят,
закатывается в самый недоступный угол цеха.

Следствие.
Закатываясь в угол, он сначала ударит вас по пальцам ноги.

Принцип запасных частей.
Во время поиска небольших запасных частей, упавших с рабочего места,
вероятность их обнаружения прямо пропорциональна размеру детали
и обратно пропорциональна ее значению для завершения работы.

Закон Поля.
С пола упасть нельзя.

Закон Уотсона.
Надежность оборудования обратно пропорциональна числу и
положению лиц, за ним наблюдающих.

Второй закон Вышковского.
Все можно наладить, если вертеть в руках достаточно долго.

Закон Лоуэри.
Заело деталь — надави на нее.
Если сломалась — ничего: все равно надо было заменять.

Закон Шмидта.
Если долго портить машину, она сломается.

Первый закон противодействия Фудда.
Толкните что-нибудь тяжелое, и оно опрокинется.

Закон силы Энтони.
Не тратьте силы, возьмите молоток побольше!

Постулат Горнера.
Опыт растет прямо пропорционально выведенному из строя оборудованию.

Аксиома Кана.
Если ничто другое не помогает, прочтите, наконец, инструкцию!

Искусство научных исследований.

Закон научных исследований Мерфи.
В защиту своей теории всегда можно провести достаточное
количество исследований.

Закон Майерса.
Если факты не подтверждают теорию, от них надо избавится.

Следствия.
1. Теория тем лучше, чем она многословнее.
2. Эксперимент можно считать удавшимся,
если нужно отбросить не более 50% сделанных измерений,
чтобы достичь соответствия с теорией.

Теорема Эддингтона.
Число гипотез, объясняющих данное явление,
обратно пропорционально объему знаний о нем.

Четвертый закон проверки.
Как бы кропотливо и тщательно вы ни готовили выборку,
вам всегда могут сказать,
что она неправильна и неприменима к данной проблеме.

Правило точности.
Работая над решением задачи, всегда полезно знать ответ.

Закон Янга.
Все великие открытия делаются по ошибке.

Закон больших задач Хоара.
Внутри каждой большой задачи сидит маленькая, пытающаяся пробиться наружу.

Закон лаборатории Фетта.
Никогда не пытайтесь повторить удачный эксперимент.

Закон Купера.
Если вам непонятно какое-то слово в техническом тексте,
не обращайте на него внимания. Текст полностью сохраняет смысл и без него.

Шестой закон Паркинсона.
Прогресс науки обратно пропорционален числу выходящих журналов.

Принцип полноты картины.
Ученые настолько ушли с головой каждый в свое,
что не видят ни одного явления в целом, включая собственные исследования.

Закон Мескимена.
Всегда не хватает времени, чтобы выполнить работу как надо, но на то,
чтобы ее переделать, время находится.

Иерархология

Закон Хеллера.
Первый миф науки управления состоит в том, что она существует.

Следствие Джонсона.
Никто не знает, что происходит в действительности
в пределах данной организации.

Принцип Питера.
В любой иерархической системе каждый служащий
стремиться достичь своего уровня некомпетентности.

Следствия.
1. С течением времени каждая должность будет занята служащим,
который некомпетентен в выполнении своих обязанностей.
2. Работа выполняется теми служащими, которые еще не достигли своего уровня
некомпетентности.

Преобразование Питера.
Внутренняя согласованность ценится больше эффективной работы.

Скрытый постулат Питера согласно Годину.
Каждый служащий начинает со своего уровня некомпетентности.

Наблюдение Питера.
Сверхкомпетентность более нежелательна, чем некомпетентность.

Закон эволюции Питера.
Компетентность всегда содержит зерно некомпетентности.

Закон заменяемости Питера.
Проявляйте заботу о мухах, а слоны сами о себе позаботятся.

Плацебо Питера.
Унция репутации стоит фунта работы.

Аксиома Вэйля.
В любой организации работа тяготеет к самому низкому уровню иерархии.

Закон Имхоффа.
Всякая бюрократическая организация похожа на отстойник: самые крупные
куски всегда стремятся подняться наверх.

Третий закон Паркинсона.
Расширение означает усложнение, а усложнение — разложение.

Четвертый закон Паркинсона.
Число людей в рабочей группе имеет тенденцию возрастать
независимо от объема работы, которую надо выполнить.

Пятый закон Паркинсона.
Если есть способ отложить принятие важного решения, настоящий
чиновник всегда им воспользуется.

Аксиомы Паркинсона.
1. Всякий начальник стремится к увеличению числа подчиненных,
а не соперников.
2. Начальники создают работу друг для друга.

Закон Корнуэлла.
Начальство склонно давать работу тем, кто менее
всего способен ее выполнить.

Закон добровольного труда Зимерги.
Люди всегда согласны сделать работу, когда необходимость в этом уже отпала.

Закон связей.
Неизбежным результатом расширяющихся связей между
различными уровнями иерархии является возрастающая область непонимания.

Десять правил Спарка для руководителя проекта.
1. Старайтесь выглядеть возможно более значительно
2. Стремитесь к тому, чтобы вас видели в обществе значительных людей.
3. Говорите уверенно и опирайтесь лишь на очевидные факты.
4. Не вступайте в спор. А если уж попали в трудное положение,
то задайте совершенно не относящийся к делу вопрос и,
пока ваш оппонент пытается сообразить, что происходит, —
быстро меняйте предмет разговора.
5. Внимательно слушайте, когда другие обсуждают проблему.
Это даст вам возможность придраться к какому-нибудь
банальному утверждению и уничтожить соперника.
6. Если подчиненный задает вам вопрос по существу,
уставьтесь на него как на сумасшедшего. Когда он отведет
взгляд, задайте ему его же вопрос.
7. Получайте на здоровье щедрые ассигнования, но не предавайте гласности.
8. Выйдя из кабинета, всегда шагайте так, будто вы очень спешите.
Это избавит вас от вопросов подчиненных и начальства.
9. Держите закрытой дверь кабинета. Это затруднит проникновение
к вам посетителей и создаст у них впечатление, что у вас вечно
проходят важные совещания.
10. Все приказы отдавайте устно. Не оставляйте записей и документов,
которые могут обернуться против вас.

Первый закон руководства Джея.
Суметь изменить положение дел — главное свойство руководителя.
А менять его раньше других — верный признак творческой личности.

Афоризм Мэтча.
Дурак, занимающий высокий пост, подобен человеку на вершине горы:
все ему кажется маленьким, а всем остальным кажется маленьким он сам.

Закон Х. Л. Менкена.
Кто может — делает. Кто не может — учит.

Дополнение Мартина.
Кто не может учить — управляет.

Армейская аксиома.
Любой приказ, который может быть неправильно понят, понимается неправильно.

Закон Джоунса.
Человек, который может улыбаться во время неудач, непременно думает о том,
на кого он может свалить вину за очередную неудачу.

Закон Оулда и Кана.
Эффективность совещания обратно пропорциональна числу участников
и затраченному времени.

Второй закон комитето-динамики.
Чем меньше удовольствия вы испытываете от присутствия на совещании,
тем больше вероятность того, что вам придется в нем участвовать.

Закон Хендриксона.
Если проблема требует множества совещаний,
они, в конечном счете, станут важнее самой проблемы.

Правило Фалькланда.
Когда нет необходимости принимать решение, необходимо не принимать его.

Первый закон спора.
Никогда не спорьте с дураком — люди могут не заметить между вами разницы.

Правило очередности Свиппла.
Кто кричит громче всех, тому и дают слово.

Правило Рейберна.
Хочешь жить в согласии — соглашайся.

Закон Патона.
Хороший план сегодня лучше безупречного завтра.

Искусство быть бухгалтером.

Первый закон Паркинсона.
Работа заполняет все отведенное для нее время; значимость и
сложность ее растут прямо пропорционально времени,
затраченному на выполнение.

Второй закон Паркинсона.
Расходы стремятся сравняться с доходами.

Закон задержки Паркинсона.
‘Отложим’ — это самая ужасная форма отказа.

Правило Вестгеймера.
Чтобы определить, сколько времени потребует работа, возьмите
время, которое, по-вашему, на нее необходимо, умножьте на 2 и
замените единицы измерения на единицы более высокого порядка.
Так, мы выделяем два дня на одночасовую работу.

Закон Грехема.
Пустяковые вопросы решаются быстро; важные — никогда не решаются.

Закон программирования Грея.
‘N+1’ простых работ планируется выполнить
за то же время, что и ‘N’ таких же работ.

Опровержение закона Грея Логгом.
‘N+1’ простых работ требуют в два раза больше времени, чем ‘N’ таких же работ.

Правило сроков выполнения проекта (90 на 90).
Первые 90% работы отнимают 10% времени, а последние 10% —
оставшиеся 90% времени.
Принцип подачи заказов.
Все необходимое для вчерашнего эксперимента надо заказать не позже,
чем завтра в обед.

Закон Хеопса. Ничто никогда не строится в срок и в пределах сметы.

Расширенный принцип Эпштейна-Гейзенберга.
В области исследований и разработок из трех параметров
лишь два можно определить одновременно:
1. Если заданы цель и
время для ее достижения, то нельзя угадать, сколько это будет стоить.
2. Если ограничены время и ресурсы, невозможно предсказать,
какая часть задания будет выполнена.
3. Если четко ставится цель исследований и выделяется конкретная сумма денег,
то нельзя предсказать, когда эта цель будет достигнута.
Если же вам повезет, и вы сможете точно определить все три параметра,
значит, вы имеете дело не с исследованиями и разработками!

Принцип О’Брайена.
Ревизор всегда отвергает счет расходов,
если итоговая цифра делится на 5 или на 10.

Наблюдение относительно потребления бумаги, сделанное Иссави.
В каждой системе существует собственный способ расходования
безбрежного количества бумаги: в одной заполняются гигантские
формы отчетности в четырех экземплярах; в другой —
расклеиваются огромные рекламы и каждый
пустяк заворачивается в четырехслойные пакеты.

Искусство быть специалистом.

Закон Джухэни.
Компромисс всегда обходится дороже, чем любая из альтернатив.

Следствие Вейнберга.
Квалифицированный специалист — это человек, который удачно избегает
маленьких ошибок, неуклонно двигаясь к какому-либо глобальному заблуждению.

Закон Поттера.
Величина рекламной шумихи вокруг товара обратно пропорциональна его реальной
ценности.

Закон Росса.
Не характеризуйте заранее важность высказываемой мысли.

Закон Кларка о радикальных идеях.
Каждая радикальная идея — в науке, политике, искусстве
вызывает три стадии ответной реакции:
1. ‘Это невозможно, и не отнимайте у меня время!’
2. ‘Может быть и так, но, право, не стоит за это браться. ‘
3. ‘Я же всегда говорил, что это отличная мысль!’

Первый закон Кларка.
Если выдающийся, но уже стареющий ученый утверждает, что нечто возможно,
он почти наверняка прав.
Если он считает что-то невозможным, он, вероятнее всего, заблуждается.

Второй закон Кларка.
Единственный способ установить границы возможного —
это выйти за них в невозможное.

Правило великого.
Если некто, кем вы беспредельно восхищаетесь и кого уважаете,
погружен в особенно глубокие раздумья, наиболее вероятно,
что это раздумья об обеде.

Закон старшинства.
Первый вариант более общего принципа всегда
несовершеннее продуманного варианта более частного принципа.

Закон Ранэмона.
Существует 4 типа людей:
— кто сидит спокойно и ничего не делает;
— кто говорит о том, что надо сидеть спокойно и ничего не делать;
— кто делает;
— кто говорит о том, что надо делать.

Восьмой закон Леви.
Ни один талант не может преодолеть пристрастия к деталям.

Закон Сегала.
Человек, имеющий одни часы, твердо знает, который час.
Человек, имеющий несколько часов, ни в чем не уверен.

Закон Миллера.
Нельзя ничего сказать о глубине лужи, пока не попадешь в нее.

Закон Вейлера.
Нет невыполнимой работы для человека, который не обязан делать ее сам.

Второй закон Вейнберга.
Если бы строители строили здания так же, как программисты пишут программы,
первый залетевший дятел разрушил бы цивилизацию.

Искусство быть человеком.

Аксиома Коула.
Общая сумма разума на планете — величина постоянная, а население растет.

Первый закон социо-генетики.
Пристрастие к холостяцкой жизни не передается по наследству.

Девиз Джоунза.
Друзья приходят и уходят, а враги накапливаются.

Пятое правило.
Вы принимаете себя слишком всерьез.

Метазаконы (всеобщие законы).

Постулат Персига.
Число разумных гипотез, объясняющих любое данное явление, бесконечно.

Метазакон Лилли.
Все законы — имитация реальности.

Принцип окончательного результата.
По определению: когда вы исследуете неизвестное, то не знаете, что обнаружите.

Метазакон Купера.
Новые законы создают и новые лазейки.

Первый закон Хартли.
Нетрудно свести лошадь к воде. Но если вы
заставите ее плавать на спине — вот это значит, что вы чего-то добились!

Закон Вивера.
Когда несколько командированных берут такси, за всех платит сидящий на первом
сиденье.

Следствие Дойля.
Независимо от числа командированных в такси и от
того, кто платил, каждый в своем авансовом отчете
полностью укажет расходы на такси.

Закон новшества.
Если вы хотите, чтобы команда выиграла прыжки в высоту, найдите
одного человека, который может прыгнуть на семь футов,
а не семь человек, прыгающих на один фут.

Парадокс Тришмена.
Трубка дает умному человеку время подумать,
а дураку — подержать что-то во рту.

Комментарий Хансена относительно человека.
Человек время от времени спотыкается о правду, но
чаще всего он вскакивает и бодро продолжает идти.

Закон Хелдейна.
Вселенная не только необычнее, чем мы воображаем, она необычнее,
чем мы можем вообразить.

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ ШЛЯПЫ.

ИЗ ОПЫТА ПОДЧИНЕННОГО И НАЧАЛЬНИКА.
1) Начальник не всегда прав, но он всегда начальник.
2) Время, затраченное на обсуждение проблемы обратно пропорционально
значимости проблемы.
3) Если нужно срочно сделать какое-либо дело, обратись к тому,
кто занят больше всех.
4) Если есть способ отложить важное решение, хороший бюрократ его найдет.
5) Тому, кто сам ничего не делает, все кажется по плечу.
6) Лучший руководитель тот, у кого подчиненные много
способнее его самого.
7) Начальник — это человек, который приходит на службу поздно, когда ты
приходишь рано, и появляется чуть свет, когда ты опаздываешь.
8) Чтобы победить бюрократа,
переложи свои проблемы на его плечи.
9) Только когда читаешь разъяснение ранее полученной инструкции,
догадываешься, что не понял не самой инструкции, ни разъяснений к ней.
10) Если отложить дело надолго, то его либо выполнит кто-нибудь другой,
либо оно вообще перестанет быть нужным.
11) Не будь незаменимым — тебя никогда не повысят.
12) Позади всякого, кто сделал успешную карьеру,
стоит озадаченная женщина.
13) Свобода слова означает для начальника свободу
прерывать говорящего, а для подчиненного — свободу держать язык за зубами.
14) Чем хуже человек
справляется с работой, тем меньше шансов от него избавиться.
15) Если ежедневно работать по восемь часов в день, можно со временем
стать начальником и работать по двенадцать часов в день.
16) Успех продвижения по службе зависит не от тех, кто тобой доволен,
а от тех, кого ты не раздражаешь.
17) Чем меньше должность, тем заметнее твое отсутствие на рабочем месте.
18) Всякое решение принимается не один раз.
19) Всегда можно внести еще одно предложение.
20) Все предложения о помощи надо делить на четыре.

О СПЕЦИАЛИСТАХ.
21) Специалист-это человек, который
не допускает мелких ошибок, а выдает грандиозные ляпы.
22) Из прогресса в прошлом вырастают проблемы в будущем.

О НАУКАХ И УЧЕНЫХ.
23) Исследовательская работа заключается в том, что бы прочитать две книги,
которые раньше никто не читал, и написать третью,
которую никто читать не будет.
24) Самой нужной оказывается цитата, источник которой никак не найти.
25) Если крадешь у одного — это плагиат, если у многих — это исследование.
26) Оригинальность — это хорошо, зато плагиат быстрее.
27) Чем меньше фактов, тем красивее схемы.
28) То, что является фактом сегодня, завтра окажется заблуждением.
29) Само собой напрашивающийся вывод становится
таковым только после того, как он сделан.
30) Самые лучшие аргументы — это те, что приходят потом.
31) История учит нас тому, что мы у нее ничему не учимся.
32) Каждый твердо убежден в своей объективности, и никто не верит в чужую.
33) Чем больше работаешь над своей идеей, тем больше убеждаешься в том,
что она чужая.

О ЧУДЕСАХ ТЕХНИКИ.
34) Положив в стиральную машину 6 носков, вынимаешь только 5.
35) Ремонт автомобиля стоит указанную сумму плюс 50 процентов.
36) Подержанный автомобиль — прекрасное средство для поездки
в автосервис и обратно.

О РАБОТЕ.
37) Мужчина считается толковым работником, пока не доказано противное,
женщина считается бестолковой, пока не докажет обратное.
38) Как бы тщательно ты не спланировал, чем будешь заниматься,
рабочее время все равно уходит совсем на другое.
39) Не повторяй то, что вдруг удалось.
40) Люди не жалеют усилий, что бы только ничего не делать.
41) Восемь человек справляются с работой десяти лучше, чем двенадцать.
42) Расслабься — стресса хватит на всех.
43) В день, когда решил прогулять работу, просыпаешься чуть свет.
44) Того, кто утверждает, что разбогател благодаря тяжкому труду,
спроси чьему?
45) Если ты стал похож на свою фотографию в паспорте,
значит, тебе пора в отпуск.

О СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАКОНАХ.
46) Если истина слишком неприятна или неожиданна, в нее отказываются верить.
47) Чем меньше государство, тем длиннее его гимн.
48) Нужно быть пессимистом, когда тебе везет, и оптимистом, когда не везет.
49) Всякий вопрос имеет две стороны. Чтобы добиться успеха,
надо поддерживать обе.
50) Совесть возрастает обратно пропорционально власти.

О ЗАКОНАХ ЭКОНОМИКИ.
51) Чем хуже у тебя с деньгами, тем больше шансов,
что возникнут непредвиденные расходы.
52) В Норвегии такой высокий жизненный уровень,
что до него добираются лишь не многие.
53) То, что я хочу купить, мне не по карману; а то,
что по карману — все равно слишком дорого.

О РОДИТЕЛЯХ И ДЕТЯХ
54) Если раньше трое учеников шли к директору, им приходилось не сладко,
сейчас несладко директору.
55) При воспитании детей — расходуй вдвое
меньше денег и вдвое больше времени.
56) Желание иметь сына породило много дочерей.
57) Есть два вида школьных каникул: слишком короткие для детей и
слишком длинные для родителей.
58) Многие становятся родителями, не перестав быть детьми.

МЕДИЦИНЕ
59) Лишние килограммы откладываются там, где они всего заметнее.
60) С больным ребенком надо обращаться как со взрослым,
с больным взрослым — как с дитем.
61) Если нельзя избежать болезни — избегай врачей.
62) Чем больше строится больниц и чем больше в них коек,
тем больше больных лежат в коридорах.
63) Покажи мне свои бактерии, и я скажу, с кем ты водишься.
64) То, что операцию можно сделать, не значит, что ее сделать необходимо.
65) Всякий прогресс, способствующий продолжительности жизни человека,
увеличивает возможность службы здравоохранения.

ИЗ ЖИТЕЙСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ
66) Чем больше терпения, тем дольше приходится ждать.
67) Если что-то очень хочется сделать — это или аморально,
или запрещено, или вредно для фигуры.
68) Чем больше книжных магазинов, тем больше книг, которых не достать.
69) С каждым годом пенсионеры становятся моложе.
70) Закон карьеры для женщин:
1) думай как мужчина;
2) веди себя как леди;
3) работай как лошадь.
71) Человеку свойственно ошибаться, а еще больше — сваливать
свою вину на другого.
72) Заводи друзей, пока они тебе не нужны.
73) Только сняв дачу на юге, узнаешь, сколько у тебя друзей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *