Подпишите кто является клиентом а кто сервером
Перейти к содержимому

Подпишите кто является клиентом а кто сервером

  • автор:

Передача данных между клиентом и сервером

Для создания производительных приложений недостаточно научиться работать с клиентскими компонентами и SQL. Нужно еще понимать процессы, происходящие между клиентом и сервером при выполнении запросов.

Давайте рассмотрим взаимодействие на конкретном примере. В качестве клиента у нас выступает приложение и gds32.dll (fbclient.dll), поскольку все высокоуровневые вызовы компонент доступа к БД все равно превращаются в вызовы gds32.dll). Тип соединения (локальный, сетевой tcp или netbeui) не имеет значения.

Также опускаем все подробности по установке соединения и вызовам всяческих сервисных или информационных функций. Основная деятельность между клиентом и сервером – это обработка запросов SQL. На картинке изображена последовательность действий между клиентом и сервером при выполнении любого запроса. Пусть это будет

SELECT * FROM TEST

  1. Независимо от того, один вызов клиентской библиотеки выполняет запрос, или несколько, gds32.dll всегда начинает с Prepare. Prepare означает отправку запроса на сервер. При этом сервер
  • проверяет синтаксическую корректность запроса
  • проверяет наличие всех объектов, указанных в запросе, и права доступа к ним.
  • формирует список возвращаемых столбцов и параметров (если таковые есть)
  • передает клиенту результат prepare (ok, error), и списки столбцов и параметров (если есть)

после выполнения prepare от сервера можно получить план запроса – для примера см. код IBX.

  1. Раз запрос корректен, и вся информация для получения данных, возвращаемых запросом, получена от сервера, запрос можно выполнить. Вызывается Execute. Собственно, только в этот момент сервер начинает выполнять запрос.

На данном этапе, пока запрос не выполнится целиком, клиент не получит никакого сообщения. Под «выполнением» запроса означает готовность сервера к выдаче первой записи, возвращаемой запросом, или успешного/неуспешного выполнения запроса (например выполнение операторов ddl или процедур, не возвращающих результат, а также update, insert, delete).
Время выполнения запроса зависит от метода его обработки на сервере. Если это прямое считывание данных с диска (в натуральном порядке или по индексу), то ответ сервера на Execute придет быстро. Если это группировка или сортировка без использования индекса, то чем больше обрабатывается данных, тем дольше будет выполняться запрос.

  1. Запрос выполнен, и теперь клиент может начать получать записи (если они есть). Для этого клиент вызывает функцию Fetch. С точки зрения клиента (и приложения) Fetch – это получение одной записи. Но сервер всегда (кроме select for update) передает клиенту целый пакет записей. Поэтому первый Fetch приводит к получению пакета записей, а очередные Fetch – к выборке из полученного пакета (фактически буфера) до тех пор, пока записи в пакете не кончатся.
  2. Если в момент очередного Fetch клиент вместо данных записи получает EOF (End Of File), то значит на сервере данные кончились, и запрос можно закрыть.
  1. С момента выдачи серверу Execute до получения от сервера ответа (о готовности выдавать результат) клиент как бы «повисает», а сервер продолжает выполнять запрос «до упора». Если в этот момент принудительно «снять» клиентское приложение, сервер все равно проверит существование клиентского соединения только когда закончит выполнять запрос, т. е. соберется передавать результат клиенту. Существуют только две версии серверов, в которых запрос в этот момент можно отменить:
  • IB 6.5, при помощи вызова IB API (в отдельном thread). Подробнее обратитесь к APIGuide.pdf от IB 6.5/7.0
  • IB 7.x, при помощи временных системных таблиц (в отдельном коннекте). Подробнее см. OpGuide.pdf от IB 7.x
  1. На пути данных от сервера к клиенту может возникнуть тройная буферизация:
  • данные запросов, сортируемые на диске, формируются в момент Execute и удерживаются сервером до тех пор, пока клиент не выберет последнюю запись. Т. е. это своеобразный «кэш запроса на сервере», причем кэш, индивидуальный для каждого запроса, содержащего в плане слово SORT.
  • Клиент, запрашивая данные «поштучно», все равно получает от сервера «пакеты записей», т. е. буфер присутствует в gds32.dll
  • Клиентские компоненты (BDE, FIBPlus, IBX. ) так или иначе тоже буферизируют принимаемые данные. Особенно это относится к компонентам dbExpress, где обеспечить навигацию по записям можно только буферизировав их (целиком все записи) при помощи ClientDataSet.

Не буферизируют записи такие компоненты, как IBX.IBSQL и FIBPlus.pFIBQuery.

  • Сортировка большого количества записей приводит к длительному выполнению запроса на сервере (методы ускорения этого есть во всех последних версиях IB, FB и YA) и к неспособности клиента в это время выполнять другие действия (в этом коннекте. О параллельной работе в разных коннектах см. FAQ).
  • Многочисленная буферизация приводит к тому, что данные становятся «неактуальными» задолго до того, как клиент их начнет просматривать. Собственно, здесь нет никаких проблем с точки зрения целостности данных в транзакции.

Другие статьи на эту же тему

  • Обновление клиентских наборов данных
  • Как работает BDE (TTable и TQuery)?
  • IBX (IBDataSet)
  • Все о ClientDataSet

Copyright iBase.ru © 2002-2023

Приложения «сервер-сервер»

Приложения «сервер-сервер» отличаются тем, что у них нет пользовательского интерфейса. Обычно они загружают данные из серверной части, например продукты для каталога.

Если ваше приложение обменивается данными напрямую с нашими API и в нем нет пользовательского интерфейса, ознакомьтесь с этим руководством. Из него вы узнаете, какие основные настройки приложения следует установить и как пройти проверку.

Основные настройки

Screenshot of Settings ></p>
<p>Basic in left-hand menu and Basic panel displayed.» /></p>
<h4>Значок приложения</h4>
<p>Если вы разрабатываете приложение по заказу клиента, укажите логотип заказчика или значок приложения, используемый клиентом. Во всех остальных случаях вы можете использовать логотип своей компании или собственный значок приложения.</p><div class='code-block code-block-3' style='margin: 8px 0; clear: both;'>
<!-- 3pocketpc -->
<script src=

Узнать больше о значках приложений можно здесь.

Использование для бизнеса

Если вы разрабатываете приложение, с помощью которого собираетесь просматривать свои данные на Facebook, или создаете его для клиента, который будет просматривать в нем собственные данные на Facebook, выберите Я или моя компания.

Если вы разрабатываете приложение, с помощью которого другие компании будут просматривать свои данные на Facebook, выберите Клиенты.

Рабочий режим

Если у вашего приложения нет пользовательского интерфейса и оно недоступно обычным пользователям, при переключении в рабочий режим оно начнет взаимодействовать с нашими API с использованием реальных данных, а не тех, которые генерируют администраторы, разработчики и тестировщики.

Рекомендуем переводить приложение в рабочий режим только после прохождения проверки приложения.

Политика конфиденциальности

Это политика конфиденциальности, действующая для пользователей приложения. Допустим, что вы разрабатываете собственное приложение, но им будут пользоваться другие компании. Прежде чем работать с приложением, они должны будут изучить вашу политику конфиденциальности, поэтому не забудьте указать ссылку на нее.

Платформа

Это платформа, на которой пользователи будут взаимодействовать с вашим приложением. Поскольку у приложения нет интерфейса, а пользователи взаимодействуют с ним не напрямую, выберите здесь параметр «Сайт» и укажите URL сайта своей компании.

Проверка приложения

Для приложений «сервер-сервер» актуально большинство стандартных этапов проверки. Если какой-то этап вам непонятен, вы можете воспользоваться инструкциями, когда будете указывать, как именно ваше приложение использует разрешения и функции, запрос на которые вы отправляете. Также можно ознакомиться с примером заявки на проверку, где поэтапно описан процесс проверки для вымышленного приложения «сервер-сервер».

Дополнительная информация

Если вас попросят описать, как вы будете использовать ту или иную функцию или разрешение, объясните, как будут использоваться данные, предоставленные соответствующей функцией или разрешением.

Если вы уже использовали в работе инструменты Facebook, например рекламный аккаунт, укажите и это.

Платформа

Установите значение Сайт.

Тестирование

Тестирование таких приложений — сложная задача, поэтому опишите, как будут использоваться данные, предоставляемые функцией или разрешением. Если вы уже рассказывали об этом, можно скопировать сюда имеющееся описание.

Подтверждение компании

Если вам необходимо пройти подтверждение компании, и приложение будет принадлежать вашей компании, укажите сведения о ней, следуя инструкциям. Если вы разрабатываете приложение по заказу клиента, которому оно будет принадлежать, укажите информацию о компании-заказчике.

Технология клиент-сервер: что это такое?

banner

Технология клиент-сервер — это сетевая архитектура, в которой процессы обмена данными или файлами распределена между так называемыми поставщиками и заказчиками. Сам по себе принцип очень простой, и с ним мы сталкиваемся практически каждый раз, когда работаем за компьютерным или мобильным устройством. Но понимание более детальных принципов построения связи между клиентов и сервером важно не только системным администраторам и IT-специалистам, но и простым пользователям. А при использовании серверного оборудования и СКУД эта технология является базовой.

В технологии клиент-сервер есть два главных действующих лица:

  • клиент — компьютерное или мобильное устройство при управлении пользователем, которое отправляет запрос или команду серверу (например, ввод поискового запроса в Google тоже относится к этому процессу);
  • сервер — аппаратный или облачный сервер, который принимает запрос и выполняет его (обработка данных на сайтах, приложениях и в сервисах происходит через веб-узлы).

Отсюда и возникло название “клиент-сервер”. Его стали применять еще в начале развития эпохи интернета. Но в современных реалиях стоит добавить и третий элемент — сеть, через которую осуществляется передача данных.

Если бы не существовало архитектуры “клиент-сервер”, то работать в интернете было бы очень сложно. Дело в том, что все запросы конкретный сервер обрабатывает не одновременно, а в приоритетной очередности. Как и любой компьютерный процессор. Например, через мессенджер Telegram одновременно отправляют сообщение 10 000 пользователей. Сервера в data-центре компании Telegram получают этот запрос (от клиентов) и выполняют его в порядке очередности с молниеносной скоростью (основную функцию обработки выполняют процессоры серверного оборудования). Но если одновременно будет отправляться не 10 000, а, например, 100 000 или более сообщений, то может возникнуть задержка в обработке из-за нехватки вычислительных мощностей. Чье-то сообщение в очереди отправляется быстрее, а чье-то на доли миллисекунд или секунд дольше. Зависит от приоритетности.

При отсутствии сетевой архитектуры “клиент-сервер” все запросы выполнялись бы на серверном оборудовании одновременно и в хаотичном порядке. Это делало бы обработку данных во много раз дольше, не считая и других недостатков.

Помимо этого, архитектура “клиент-сервер” означает ещё и способ доставки пользователю данных какого-либо приложения. Благодаря данной архитектуре появился способ обеспечения безопасности при работе с приложениями. Есть возможность отследить сессии клиента, и на сессионном уровне (пятый уровень эталонной модели OSI) обеспечить контроль над клиентами. Это повышает и безопасность и устойчивость, что очень важно в высоко нагруженных IT-системах.

Серверами в этой сетевой архитектуре могут быть серверы http, облачные СХД, веб-серверы и тому подобное. Быстрый обмен информацией при запросе осуществляется при помощи так называемых сетевых протоколов. В них содержится информация о том, какие сведения нужно предоставить по запросу или какую задачу выполнить. Ответ от сервера поступает мгновенно в виде html-документа. Это может быть любая страница веб-сайта или веб-сервиса.

Архитектура в этой технологии делится на два вида:

  1. Двухзвенная — в системе задействуется всего два устройства: клиент (любое программное обеспечение, браузер) и сервер. Пользователем отправляется запрос, который обрабатывается, и на него затем приходит ответ в виде какого-либо действия или оповещения.
  2. Многоуровневая — в системе задействуется несколько устройств, как в современной архитектуре СУБД. Задачи от клиента перераспределяются между несколькими устройствами.

Чаще всего используется именно многоуровневая система клиент-сервер, где функции приема, обработки и хранения данных перераспределены между несколькими отдельными серверами. Это надежнее, так как в несколько раз повышается стойкость к сбоям. А еще многоуровневая архитектура этого типа легче масштабируется без необходимости замены ПО (достаточно расширить аппаратную часть).

Интернет-сеть LAN построена по такому же принципу (Client/Server network). В ней сетевые устройства управляются одним или несколькими серверами. При этом клиенты могут обращаться с запросом к сетевым ресурсам только через серверы (например, через дата-центры провайдеров). Протокол HTTP (HyperText Transfer Protocol — протокол передачи гипертекста) и HTTPS тоже работают на технологии “клиент-сервер”.

Понимание основ этой технологии позволяет разобраться в том, как работает современное серверное оборудование, и для чего оно вообще необходимо. Современная серверная архитектура позволяет перераспределить запросы от пользователей любых сайтов и веб-сервисов, обработать их и быстро исполнить. Внедрение правильной технологии клиент-сервер важно для любого IT-бизнеса, а также для организации систем СКУД в компаниях.

Основные особенности и виды архитектур клиент-сервер

banner

Система клиент-сервер представляет собой современную технологию, позволяющую успешно решать задачи получения и предоставления услуг. В ней представлено два основных компонента, один из которых позволяет пользователям отправлять запросы, а второй призван выполнять заданные операции – предоставлять данные, проводить транзакции, обеспечивать участие в онлайн-играх.

Для построение необходимой серверной архитектуры требуются знания и опыт. IT-инженеры ittelo.ru без труда предложат самое выгодное решение под запросы компании и в разумном бюджете.

Что такое клиент-серверная архитектура простыми словами?

Клиент-серверная архитектура – это система распределения, в которой одни устройства обращаются к другим для получения необходимой информации или выполнения определенных задач. Первые из них называются клиентами, вторые – серверами.

Для такой системы характерно:

  • наличие центрального агрегата обслуживания – сервера;
  • присутствие удаленных компьютеров-клиентов, с которых отправляются запросы;
  • применение дружественного интерфейса для удобства работы пользователей.

Чтобы построить такую архитектуру, необходимо купить сервер, компьютеры, вспомогательное оборудование, установить ПО, выполнить настройки.

Типы клиент-серверной архитектуры

Выделяется несколько типов архитектуры:

  1. Тонкий клиент. При таком подходе предоставляются ограниченные возможности. Сервер производит расчеты и передает ихклиенту.
  2. Толстый клиент. Предусматривается более высокая вычислительная мощность. Клиент выполняет сложные задачи независимо от сервера, но обращается к нему для получения дополнительных данных.
  3. Клиент-серверная сеть. Представлен ряд клиентов и один или нескольких серверных узлов.

Серверы в такой архитектуре обрабатывают запросы, хранят информацию. Устройства обращаются к ним для получения доступа к данным.

Характеристики архитектуры клиент-сервер

Система отличается рядом особенностей:

  • масштабируемость – легко добавляет клиентов или серверы в сеть без значительных изменений;
  • безопасность – разделение между основными компонентами обеспечивает повышенный уровень защиты в силу централизованного серверного контроля за доступом к информации и ресурсам;
  • надежность – клиенты продолжают работать с поврежденным сервером, если он сохраняет свою функциональность.

Централизованное управление упрощает администрирование, позволяет быстрее выполнять операции, обеспечивает унификацию системы, единообразное хранение всей информации.

Практические применения архитектуры клиент-сервер

Распространенными примерами использования такого вида архитектуры выступают:

  • веб-сервер – принимает запросы от клиентского браузера и возвращает интернет-страницы или данные;
  • электронная почта – обрабатывает и доставляет письма;
  • база данных – клиентские приложения отправляют запросы на сервер, чтобы получить, обновить или удалить информацию;
  • онлайн-игры – происходит обмен данными по положению персонажей, их действиям.

Клиент-серверная архитектура применяется в большинстве корпоративных сетей. При домашнем использовании к ней подключаются “умные” устройства – колонки, бытовая техника, счетчики.

Преимущества клиент-сервера

К числу основных достоинств архитектуры относятся:

  1. Централизованное управление. Предполагает надежный контроль над данными и ресурсами, что упрощает администрирование, обновление информации.
  2. Распределение нагрузки. Обрабатывается несколько запросов от различных клиентов одновременно. Это позволяет рационализировать ресурсы.
  3. Безопасность. Доступ к данным контролируется центральной системой, что обеспечивает авторизацию и аутентификацию пользователей.

При увеличении количества клиентов или данных легко добавляются новые устройства, совершенствуется работа системы.

Какие уровни существуют в клиент-серверной архитектуре?

В системе представлено несколько уровней:

  • уровень клиента – программное приложение, веб-браузер или устройство, которое отправляет запросы на сервер и получает ответы;
  • уровень сервера – компьютер, физическая или виртуальная машина, которая обрабатывает запросы и отправляет ответы;
  • уровень базы данных – система СУБД – принимает запросы для выполнения операций, хранит информацию, обеспечивает ее безопасность, целостность.

Используется также классификация, на основании которой выделяется одно-, двух-, трех- и многоуровневая архитектура в зависимости от компонентов и характера их взаимодействия.

Одноуровневая архитектура (1-Tier)

Для одноуровневой системы характерны следующие отличительные особенности:

  • клиент и сервер находятся на одном физическом уровне;
  • программное обеспечение работает непосредственно на клиентском компьютере без промежуточных серверных узлов;
  • все операции – получение, обработка данных, вывод результатов – выполняются локально на клиентском устройстве.

Такая архитектура проста в реализации, позволяет быстро откликаться на запросы клиентов. Однако способна вызывать проблемы синхронизации, так как данные на разных рабочих машинах часто сохраняются в собственных вариантах.

Двухуровневая архитектура (2-Tier)

Двухуровневая клиент-серверная архитектура предполагает:

  • обязательно присутствует серверный уровень между клиентским устройством и базой данных;
  • клиент отправляет запросы на серверный узел, там осуществляется их обработка и доступ к базе данных;
  • сервер отвечает за бизнес-логику, хранение данных и взаимодействие с БД;
  • клиентский уровень обеспечивает визуализацию и интерактивность пользовательского интерфейса.

В такой среде обычно легко ориентироваться, работать, получать информацию. Система легко обновляется, масштабируется, обеспечивает высокую производительность.

Трехуровневая архитектура (3-Tier)

Для такого типа архитектуры характерно:

  • есть три взаимосвязанных уровня – клиентский, серверный, баз данных;
  • клиентский предоставляет пользовательский интерфейс, взаимодействует с потребителем;
  • серверный отвечает за обработку бизнес-логики, управляет доступом к данным;
  • уровень базы данных отвечает за их хранение и управление.

Трехуровневая система гарантирует целостность потока, защищает информацию от проникновения злоумышленников. К недостаткам относится наличие промежуточного программного обеспечения, которое усложняет структуру взаимодействий клиентов с сервером.

Многоуровневая архитектура (N-Tier)

Многоуровневая клиент-серверная архитектура имеет следующие отличительные особенности:

  • обладает более сложной структурой с несколькими серверными и клиентскими уровнями;
  • каждый из них отвечает за определенные функции и способен быть физически разделен на разные компоненты;
  • позволяет более гибко масштабировать систему и распределять нагрузку между серверами.

Коммуникация между уровнями происходит по определенным протоколам и интерфейсам. Это обеспечивает высокую надежность, гибкость системы, возможность использовать в разных комбинациях. Усложнением для работы является ее комплексный характер.

Виды клиент-серверной архитектуры

Выделяется несколько концепций построения:

  1. Сильный клиент – слабый сервер. Клиентские устройства имеют большую вычислительную мощность, хранят многие данные.
  2. Слабый клиент – производительный сервер. Бизнес-логика и обработка данных осуществляются на сервере, а клиент получает только необходимую информацию для отображения.
  3. Распределенные клиенты. Устройства рассредоточены по физическим или географическим местоположениям. Клиенты взаимодействуют с разными серверами для получения или отправки данных.

Последний вариант обеспечивает доступность, отказоустойчивость системы.

Обзор технологии клиент-сервер

Клиент-серверная технология основана на принципе разделения ролей и ответственности между двумя основным сторонами.

При этом работает схема:

  • клиентский компонент отвечает за пользовательский интерфейс и обработку предпринимаемых действий, запрашиваемых операций;
  • серверный компонент определяет бизнес-логику, управляет базой, предоставляет данные и необходимую функциональность для клиента;
  • стороны общаются между собой посредством сетевых протоколов – HTTP, TCP/IP или MQTT.

Технология позволяет создавать распределенные системы, где клиенты расположены удаленно от сервера.

Особенности технологии

К числу основных особенностей технологии относятся ее способности:

  • добавлять клиент-серверные компоненты для поддержки растущего числа пользователей, повышения производительности;
  • отвечать за хранение и управление данными, контролировать синхронизацию информации;
  • поддерживать непрерывную работу даже при сбоях отдельных компонентов;
  • обеспечивать защиту информации путем аутентификации, шифрования.

Возможность распределять выполнение бизнес-логики между устройствами и компонентами позволяет повышать производительность, добиваться быстрого отклика пользовательского интерфейса.

Разновидности клиент-серверной архитектуры

Среди популярных вариантов встречаются архитектуры:

  • классическая – пользовательский интерфейс, отображение данных и взаимодействие с пользователем со стороны клиентской составляющей, обработка запросов, бизнес-логика – за серверной частью;
  • тонкий и толстый клиент с перевесом в сторону одного или другого основного компонента системы;
  • микросервисная архитектура – приложение разбивается на отдельные единицы, каждый из которых выполняет отдельную функцию.

Сейчас все чаще используется облачная архитектура. В ней клиентская часть представлена веб-браузером или приложением, серверная находится в облаке.

Ограничения технологии клиент-сервер

При использовании технологии клиент-сервер имеют место определенные ограничения:

  1. Надежность сети. Если она неустойчива, с задержками, это снижает производительность, вызывает неполадки в работе.
  2. Серверная нагрузка. При работе с множеством клиентов сервер сталкивается с ограничениями производительности. Это приводит к задержкам либо сбоям.
  3. Обновления. При внесении изменений в приложение или инфраструктуру необходимо провести обслуживание каждого устройства. Этот процесс иногда является длительным.

Во многих случаях важна правильная настройка для балансировки нагрузки, оптимизации производительности.

Область применения

Сфера применения включает:

  • веб-приложения – браузер выполняет функции клиента, обращаясь к серверу для отображения данных;
  • приложения для мобильных устройств – используют для обработки запросов на удаленных серверах и получения данных, что позволяет выполнять операции, обеспечивать синхронизацию данных;
  • корпоративные сети – используются для построения информационных систем по обмену данными между различными подразделениями, что дает возможность управлять ими централизованно, гарантировать доступ из различных точек.

Применяется архитектура для домашних сетей, управления бытовыми приборами.

Взаимодействие клиента и сервера

Клиент и сервер взаимодействуют по сети с использованием протоколов передачи данных – HTTP, TCP/IP или других.

Принцип работы следующий:

  • взаимодействие осуществляется по схеме запрос-ответ, где клиент выступает инициатором выполнения определенных действий, а сервер занимается обработкой и предоставлением необходимых данных;
  • операции выполняются на основе согласованного протокола, который определяет формат запроса и ответа.

Клиент-серверная архитектура обеспечивает распределенную обработку данных, позволяет эффективно управлять нагрузкой на устройства и узлы.

Какие бывают клиент-серверные системы?

Среди сетей выделяются:

  • веб-серверы – обрабатывают запросы от клиентов через веб-браузеры, предоставляют нужные страницы;
  • почтовые системы – позволяют обмениваться письмами между клиентами;
  • базы данных – предоставляют доступ и управление;
  • файловые серверы – обеспечивают возможность работать с документами;
  • прокси-серверы – промежуточные устройства между основными компонентами;
  • приложения для обработки транзакций – выполняют банковские операции, онлайн-покупки.

Домашние медиа-серверы обеспечивают потоковую передачу мультимедийного контента на устройства клиентов в сети.

Чем отличается одноранговая архитектура от клиент-серверной?

Основные отличия заключаются в следующем:

  • в одноранговой архитектуре сеть состоит из узлов, которые равнозначны и способны выступать и клиентами, и серверами;
  • такие узлы обмениваются данными напрямую, без центрального сервера;
  • каждый узел инициирует запросы, самостоятельно их обрабатывает, независимо от других компонентов;

Одноранговая архитектура позволяет обеспечить более гибкое и распределенное взаимодействие между узлами, но сложнее в управлении и контроле. Клиент-серверная архитектура дает возможность централизованно управлять доступом к ресурсам, создает более явную структуру сети.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *