Что означает в паскале точка с запятой
Перейти к содержимому

Что означает в паскале точка с запятой

  • автор:

Пунктуация в программах на Паскале

Слова begin и end не являются операторами – они служат знаками пунктуации. Слово begin выступает в качестве левой, а end – правой скобки. Так как они сами знаки пунктуации, то точка запятой после begin и перед end не обязательна. В программах на Паскаль слова begin и end используются преимущественно для образования составных операторов. Составной оператор может быть использован в любом месте, где мог бы быть использован простой оператор. Пример составного оператора:

begin t := a; a := b; b := t end;

Слова в других операторах также действуют как знаки пунктуации.

if ab > bd then write(‘yes’) else write(‘no’);

Слова if , then , else выступают внутри оператора в качестве знаков пунктуации.

Операторы разделены знаками пунктуации, поэтому расположение программы на странице с точки зрения компилятора значения не имеет. Вполне достаточно придерживаться двух правил:

  • Не писать слова вместе;
  • Не разрывать слово пробелами или переходом на новую строку.

В остальном компилятору все равно, как будет расположена программа, однако, это совсем не безразлично для программиста. Польза отступов в прояснении структуры программы. Взгляды на выбор отступов весьма различны, но все согласны в одном – отступы должны делать структуру программы максимально наглядной.

Слова program , const , var , begin , end , а также множество других называются зарезервированными словами. Зарезервированные слова нельзя расширять (например, constant будет ошибкой) и сокращать (например, prog также будет ошибкой).

Использовать в программном коде на Pascal можно как прописные, так и строчные буквы, а также их чередовать. Однако в строках (тип данных) разница между прописными и строчными буквами существует.

Что означает в паскале точка с запятой

ЗНАКОМСТВО С ЯЗЫКОМ ПАСКАЛЬ

Программа на языке Паскаль близка по своему виду к описанию на алгоритмическом языке. Если сравнить алгоритм решения задачи рассматриваемой ранее с соответствующей программой на Паскале:

Необходимо создать алгоритм для вычисления площади прямоугольно треугольника, если известны длины его катетов.

На алгоритмическом языке это будет выглядеть так:

На Паскале:

Структура программы на Паскале

Заголовок программы начинается со слова Program , за которым следует произвольное имя, придуманное программистом:

Имя программы, имена констант, переменных и других объектов программы называются ИДЕНТИФИКАТОРАМИ. Они записываются по правилам:

1. Имя должно лаконично отражать сущность объекта.

S,v,t — общепринятые обозначения;

Summa, N_max — значения суммы номера максимума.

2. Длина идентификатора не должна превышать 127 символов, но для Паскаля значимы только первые 63 знака.

3. В запись идентификатора могут входить только цифры, английские буквы и знак подчеркивания.

4. Начинаться идентификатор должен с буквы или знака подчеркивания.

5. Маленькие и большие буквы в записи идентификаторов Паскаль не различает
.

Раздел описания переменных начинается со слова Var ( variables – переменные ), за которым идет список имен переменных через запятую. Тип указывается после двоеточия. В стандарте языка Паскаль существует два типа числовых величин: вещественный и целый .

Слово integer обозначает целый тип (является идентификатором целого типа). Вещественный тип обозначается словом real . Например, раздел описания переменных может быть таким:

var a, b: integer; c, d: real;

Идентификаторы переменных составляются из латинских букв и цифр; первым символом обязательно должна быть буква.

Раздел операторов – основная часть программы. Начало и конец раздела операторов программы отмечаются служебными словами begin (начало) и end (конец).

В самом конце программы ставится точка:

Операторы ввода, вывода и присваивания

Ввод исходных данных с клавиатуры происходит по оператору read или readln :

При выполнении команды ввода компьютер ожидает действий пользователя. Пользователь набирает на клавиатуре значения переменных в том порядке, в каком они указаны в списке, отделяя их друг от друга пробелами. Одновременно с набором данных на клавиатуре они появляются на экране. В конце нажимается клавиша (< ENTER >).

Разница в выполнении операторов readln и read состоит в том, что после выполнения ввода по оператору readln экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору read этого не происходит.

Вывод результатов происходит по оператору write или writeln :

Результаты выводятся на экран компьютера в порядке их перечисления в списке. Элементами списка вывода могут быть константы, переменные, выражения.

Разница выполнения операторов writeln и write состоит в том, что после выполнения вывода по оператору writeln экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору write этого не происходит.

Арифметические выражения

Арифметический оператор присваивания на Паскале имеет следующий формат:

Арифметическое выражение может содержать числовые константы и переменные, знаки арифметических операций, круглые скобки. Кроме того в арифметических выражениях могут присутствовать функции.

Некоторые формы записи арифметических операций:

Зачем нужна точка с запятой в программировании

Продолжаем разбирать неочевидные моменты в программировании. В прошлый раз мы рассказали про разницу между табами и пробелами. Теперь — о точках с запятой: зачем они нужны и когда не нужны.

Зачем нужна точка с запятой

В большинстве языков программирования точка с запятой разделяет команды. Компьютер сам этого сделать не может, ему нужно явно сказать: «Всё, вот это — вся команда, выполняй её в таком виде».

В некоторых языках вместо точки с запятой используют перенос на новую строку; иногда интерпретатор языка умеет угадывать, где вы имели в виду точку с запятой; но в базе точка с запятой — самый популярный разделитель.

На примере: почему важно разделять команды

В большинстве случаев, если не разделить команды, компилятор или интерпретатор просто сообщат об ошибке: мол, ожидали конец команды, а ты нам ерунду какую-то подсунул. Но иногда ошибки не будет, хотя программа будет работать совсем не так, как имел в виду разработчик. Это похоже на расстановку запятых в предложении «Казнить нельзя помиловать». Вот пример.

В C++ есть команда автоинкремента после обращения. Она выглядит как два плюса подряд, и её можно поставить до или после переменной. Место расположения переменной важно: в зависимости от него алгоритм автоинкремента будет работать по-разному.

Вот пример: j = i++ . Предположим, что в переменной i находится число 2. Работать будет так:

  1. Компьютер берёт значение переменной i и отправляет его в переменную j.
  2. После присваивания компьютер увеличивает значение переменной i на единицу.
  3. По итогу в переменной j число 2, в переменной i число 3.

Обратный пример: j = ++i (то есть переместили автоинкремент до переменной). Теперь он работает так:

  1. Компьютер сначала увеличивает i на единицу.
  2. После увеличения он присваивает новое значение в J.
  3. По итогу в переменных i и j число 3.

Теперь представьте, что у нас вот такой кусок кода:

Для компьютера этот кусок выглядит так, потому что в этом языке ему плевать на переносы строк и пробелы:

Из этого кода не очевидно, к какой переменной относится оператор ++. Компьютер либо выполнит какое-то стандартное действие для таких случаев, либо выбросит ошибку.

Чтобы стало очевидно, нужно просто разделить команды точкой с запятой:

На самом деле, вместо точки с запятой мог бы быть любой другой символ, например знак параграфа — §. Но разработчикам языков программирования было удобнее ставить то, что есть на любой клавиатуре, и то, что несложно набрать одним пальцем.

Точка с запятой в JavaScript

Чаще всего в проектах мы используем JavaScript, в котором точка с запятой тоже разделяет команды:

a = 3; b = 5; c = a + b; console.log(c);

Зачем нужна точка с запятой в программировании

Но если мы возьмём тот же код, уберём оттуда точки с запятой и выполним его в браузере, то ошибки почему-то тоже не будет:

a = 3 b = 5 c = a + b console.log(c)

Зачем нужна точка с запятой в программировании

Дело в том, что в JavaScript есть встроенный механизм автоматической вставки точек с запятой, который называется ASI. Он распознаёт команды и сам добавляет разделители в нужных местах. Этот механизм справляется с большинством случаев, но иногда он тоже не понимает, где ставить точку с запятой.

Например, с этим алгоритм точно не справится:

a = b + c
(d + e).print()

Дело в том, что это необязательно сложение и вызов какого-то метода второй командой — ещё это может быть вызовом метода print() функции c с аргументом (d + e) :

a = b + c(d + e).print()

Компьютер не знает, что именно мы имели в виду, поэтому здесь он остановится и выдаст ошибку.

Механизм ASI не значит, что в JavaScript не нужны точки с запятой. Скорее это значит, что разработчики JavaScript позаботились о вашем комфорте и постарались защитить от некоторых ошибок. Так-то точки с запятой нужны.

В каких ещё языках есть точка с запятой

Точка с запятой есть в большинстве современных языков программирования, на которые повлияли C и C++:

Также она используется в языке запросов SQL. Иногда её используют для разделения данных внутри CSV-файлов — в них Excel может сохранять свои таблицы с данными (хотя CSV расшифровывается как comma-separated values, то есть «значения, разделённые запятой»).

Когда точка с запятой не нужна

Точка с запятой не нужна в тех языках, в которых явно задаются границы команд — так компьютер сразу определяет начало и конец команды без точки с запятой. Например, в Python для этого используют отступы и переносы строк — с ними интерпретатор понимает, что начинается новая команда и к чему она относится.

Когда Python только появлялся, многие программисты по привычке ставили в нём точку с запятой. Разработчики решили научить язык не воспринимать это как ошибку, а просто игнорировать этот символ. При этом редактор кода подсветит точки с запятой красным, чтобы программист обратил на это внимание и убрал их из кода:

Зачем нужна точка с запятой в программировании

Комментарии

В совсем старых языках программирования, например в ассемблерах и Лиспе, точка с запятой используется для обозначения комментария в коде:

MOV AL, 61h ; Отправляем в AL десятичное число 97 (61 в шестнадцатеричной системе)

В современных языках точку с запятой для комментариев не используют — вместо этого ставят решётку, слеш, звёздочки или угловые скобки.

Хотите больше? Скачивайте наш гид

В нем мы собрали всё, что нужно знать о старте в сфере ИТ. Читайте на компьютере и телефоне, распечатывайте на принтере, пересылайте друзьям, используйте как учебное пособие в вузе и школе.

Гид скачивается бесплатно, без регистрации и ввода электронной почты. Просто тык и всё. Не забудьте сохранить на компьютере, если гид откроется в браузере.

Хотите больше? Скачивайте наш гид Хотите больше? Скачивайте наш гид

Получите ИТ-профессию

В «Яндекс Практикуме» можно стать разработчиком, тестировщиком, аналитиком и менеджером цифровых продуктов. Первая часть обучения всегда бесплатная, чтобы попробовать и найти то, что вам по душе. Дальше — программы трудоустройства.

Основы Паскаля

В программах на языке Pascal содержится 3 блока: заголовок, раздел описаний и тело программы. Разберем каждый из них подробно:

Заголовок программы. Этот блок отделяется словом Program, и в нем указывается название программы.

При этом название не может начинаться с цифры, содержать кириллицу, не должно совпадать с зарезервированными словами (begin, end, integer и т.п.) или с названиями переменных из раздела описаний, а также недопустимо использование каких бы то ни было символов (‘@’, ‘%’, ‘&’ и т.п.), кроме подчеркивания. После названия обязательно ставится точка с запятой.

Пример. Program Vasya_123;

Такой заголовок является опциональным и не влияет на работу программы.

Раздел описаний. Здесь находится описание задаваемых нами переменных, констант и функций.

Тело программы. Основной блок, в котором содержится сама программа.

Начинается со слова begin и заканчивается словом end. После end в конце программы обязательно должна стоять точка, чтобы избежать синтаксической ошибки. В теле программы каждая новая строчка отделяется «точкой с запятой». Перед последним end точка с запятой не обязательна.

Рассмотрим, как выглядит программа на Pascal в общем виде:

Переменные и типы данных

Переменные – своеобразные «контейнеры» программы, в которые можно «сложить» необходимую нам информацию.

Они задаются в разделе описаний программы после слова Var. Переменным свойственны такие параметры, как тип и имя. Если с именем всё очевидно – это название данной переменной, то с пониманием того, для чего нужны различные типы данных и как их использовать, могут возникнуть проблемы. Давайте для начала разберемся, какие виды переменных бывают в языке Pascal и какими типами данных они задаются.

Целочисленные переменные. Рассмотрим основные типы данных для целочисленных переменных. Во-первых,

(допустимые значения: 0. 255), который используется для хранения небольших чисел и задействует наименьшее количество памяти. Во-вторых,

(допустимые значения: -32 768. 32 767) – оптимальный целочисленный тип по количеству используемой памяти и величине числа, которое можно поместить в данную переменную. Этот тип используется чаще остальных. В-третьих, целочисленный тип

(допустимые значения: -2 147 483 648. 2 147 483 647), который используется для хранения чисел, выходящих за пределы допустимых значений integer. Этот тип задействует много памяти.

Вещественные переменные. Основной используемый тип данных для вещественных переменных обозначается real.

Такие переменные хранят числа, содержащие дробную часть, например, 25.675.

Логические переменные. Чтобы задать логическую переменную необходимо использовать тип данных boolean.

Такие переменные могут хранить одно из двух значений: Истина (True) или Ложь (False). Обычно их используют для проверки выполнения какого-либо условия.

Символьные переменные. Задаются типом данных char.

Используются для хранения текстовой информации и могут содержать в себе все символы 8-разрядной кодировки.

Вернемся к имени переменной. Имя переменной может содержать латинские буквы, цифры и нижнее подчеркивание «_». Имя не может начинаться с цифры и/или содержать в себе пробелы и другие спец. символы кроме нижнего подчеркивания. Регистр в названии переменных не учитывается, т.е. переменные hold, HOLD и HoLD будут считаться за одну и ту же.

Чтобы задать переменную, необходимо сначала написать название переменной или названия нескольких переменных одного типа через запятую, затем через двоеточие указать её/их тип данных, после типа данных обязательно следует точка с запятой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *