Что не хватило в ментор отзывы
Перейти к содержимому

Что не хватило в ментор отзывы

  • автор:

Люди учат людей. Часть 7. А ментор кто?

Неистребимо желание найти человека, который за ручку проведет в профессию и ответит на все вопросы. Про недостатки выскажемся в конце статьи, а начнем и изучения того, как наставничество и менторство организовано у наших респондентов.

После перерыва продолжаем публиковать выдержки из интервью со специалистами, которые учат своих коллег. В этом выпуске:

  • Двое на одного
  • Сын полка
  • Проводник через хаос
  • Из наставников в репетиторы
  • Коммерциализация наставничества

Двое на одного

«Новичку всегда выделяется наставник. Это работает хорошо с разработчиками [. ]. Когда в команде есть человек с такой же ролью, то ему имеет смысл отдать новичка. Но аналитики, продакты, дизайнеры сидят поштучно, поэтому новичку выставляют в наставники такого же специалиста, но из другой команды. Им обоим не хватает знаний специфики этой команды , и это большая проблема в адаптации. Мы еще подключаем человека из команды и у новичка по факту два куратора».

Сразу много вопросов. Что делать, если наставник из соседнего отдела говорит мне одно, а мой тимлид хочет совсем другого? Какая мотивация у «внешнего» наставника прокачивать коллегу, который работает в другой команде и над другим проектом?

Даже если культура компании позволяет сооружать такие конструкции, нагрузка на всех участников веселья возрастает, количество контактов увеличивается.

Если в предыдущей цитате считывалась корпорация, то следующая будет поближе к малому бизнесу.

«Младший специалист не закрепляется за старшим, они просто кочуют из проекта в проект к разным людям».

Это частая история, когда на полноценное наставничество у небольшой компании просто не хватает ресурсов. Все было бы совсем печально, если бы не секретная сила малых компаний — инициатива коллег.

«Я для себя взяла за правило раз в месяц и после проектов писать новичку, как дела , как впечатления, как все прошло и есть ли вопросы. Может у него есть пробелы, может человека бросили… [. ] После этого эти ребята приходят ко мне с достаточно сложными рабочими вопросами и со мной консультируются. Получается что-то вроде менторства ».

Любопытно, что наставник при этом рискует стать в своей компании самым осведомленным о деталях проектной жизни и нюансах производства. Это как минимум интересно.

Кстати, в чем же мотивация этого отзывчивого респондента?

«Я делаю то, чего мне не хватило три года назад, когда я пришла сюда работать»

Проводник через хаос

Отдельным пунктом затронем короткую, но важную тему — как наставлять.

«Раньше я [. ] часто сопровождала более младших коллег. Я погружала в проект и объясняла, как все работает.

Новичку почему сложно? Слишком много всего разнопланового нужно узнать одновременно. Наставник не учит азам профессии, не читает лекцию, не помогает разобраться в проекте. Точнее, делает все это опосредованно, но его главная роль — помочь новому сотруднику первое время как-то выжить в потоке информации и уложить весь этот хаос у себя в голове.

Из наставников в репетиторы

Вернемся в жизнь больших корпораций, там иначе.

Как ментор помог стать увереннее в своих знаниях и вырасти в доходе?

Как ментор помог стать увереннее в своих знаниях и вырасти в доходе?

Мой путь в IT начался очень давно. Я работал связистом на металлургическом заводе, занимался обслуживанием компьютеров, был системным администратором.

В 2010 году я решил пойти в программирование 1С. Прошел много платных и бесплатных курсов. Начал работать. Однако, я чувствовал, что знаний не хватало, и не всегда получалось закрывать задачи вовремя.

Точка А: Работал 1С разработчиком, но не хватало знаний, чтобы быстро закрывать задачи.

Точка Б: Знаний достаточно, чтобы получить работу с зарплатой 140 тысяч рублей

Менторство

Чтобы разобраться со сложными рабочими задачами, а также повысить квалификацию, мне нужен был опытный наставник, который прошел тот путь, который я хочу пройти

Я давно слышал про менторство, но не мог найти подходящего сервиса. Весной 2022 года случайно узнал про Solvery. Так и началось наше взаимодействие. Моим ментором стал Павел Королев. Мы занимались 1-2 раза каждую неделю на протяжении полугода.

За это время разобрали большое количество задач самого разного плана — рабочих и тренировочных.

Сначала мы занимались по тем темам, где у меня были пробелы в знаниях. Потом я самостоятельно решал различные задачи, накапливал вопросы, а на встрече мы обсуждали их. Поэтому взаимодействие получилось очень плодотворное.

Новая работа

В ноябре прошлого года я решил открыть свое резюме на HeadHunter. За 4 дня мне позвонили из 20 компаний, а за звонками последовали и предложения пройти собеседования.

После 8 собеседований я получил 3 оффера и принял решение пойти в «Русклимат» – эта компания мне сразу понравилась, а еще они предложили высокую заработную плату: 140 тысяч рублей на испытательном сроке, вместо 130 от других работодателей.

Все, что мне для этого потребовалось – открыть резюме и выбрать статус: в поиске работы. Ни на одну вакансию я не откликнулся самостоятельно. И в этом, я считаю, мои нынешние успехи напрямую связаны с нашими занятиями с Павлом.

Что можете сказать про вашего ментора?

Я сразу понял, что Павел — человек действительно очень опытный. Он практически на все вопросы может ответить сразу. Видно, что для него важнее отдавать, чем получать.

У нас получилась хорошая прокачка скиллов. Те знания, которым меня обучил Павел за полгода, самостоятельно я приобретал бы несколько лет.

Недавно руководитель разработки сказал мне: жаль, что мы тебя только в прошлом году в конце года нашли, у нас таких специалистов, к сожалению, раньше не было. Это довольно приятно ощущать свою большую нужность. Мне очень нравится то, что получилось достигнуть вместе с Павлом.

Какие преимущества у менторства?

Однозначное преимущество — это скорость обучения. Потому что раньше я мог столкнуться с такой проблемой, на решение которой уходило большое количество времени. А с ментором я такие вопросы просто накапливал и многие из них мы разбирали буквально за 5 минут.

Менторство, на мой взгляд, по скорости обучения никак не сравнится с курсами. Поэтому я лично не представляю,что его можно чем-то заменить.

Ментор для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженным

Ментор для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженным главное изображение

Я работаю фронтенд-разработчицей уже почти два года и сейчас прохожу через довольно сложный этап — нужно как-то доказать себе и окружающим, что я мидл. К счастью, мне повезло, и в декабре я попала как менти в программу менторинга Women in Tech.

Ремарка — здесь я бы хотела сделать фокус не на работе с ментором, а на планировании обучения, так что мой рассказ может оказаться полезным любому читателю, который задумывается о том, в какую сторону двигаться, чтобы стать фронтендером-мидлом.

В ноябре я заполнила анкету участницы (увидев ссылку на нее где-то в Твиттере) и благополучно о ней забыла. Потом на почту пришло письмо с приглашением в Телеграм-чат — вы приняты! Программа была рассчитана на три месяца, и в ходе нее помимо посещения вебинаров (в основном на тему софт-скиллов) можно было поработать с ментором — этому я очень обрадовалась. Я не знала об этом заранее, но выяснилось, что в программу было принято только ~580 человек из 1000+. Должно быть, принимающих тронула моя интерпретация синдрома самозванки — мидл я или еще нет? Вроде все понимаю, а написать хороший код не могу. Или могу?

В анкете менти нужно было указать, с чем у тебя сейчас сложности и какие ты ставишь перед собой цели. Со сложностями все просто — я знаю не так много, а хочется знать больше. А еще хочется быть готовой к поиску новой работы на международном рынке. Моей главной целью было наметить программу развития мидловских компетенций и хотя бы минимально подготовиться к прохождению собеседований на английском.

С английским я в итоге разбиралась сама (взяла пару занятий с репетитором — практикующей HR, написала для себя питч, описание для LinkedIn и несколько образцов cover letter) — за это я беспокоилась не так сильно. Болтать и писать на английском я умею, но вот отвечать по существу на техсобесе? Невнятное мычание в принципе на любом языке звучит одинаково.

Больше меня волновали мои знания и качество моего кода — везде, где я работала, мне не хватало подробного ревью, и в итоге то, какой код я пишу, оставалось для меня загадкой — работает и ладно. С теоретической частью тоже было туговато — до сих пор многое я делала ✨интуитивно✨, и этому как будто только способствовал мой основной фреймворк (Vue, в основном, по работе я сталкивалась только с Options API). Прокинь пропс туда, тут сэмить — много ума не надо. Но как оно работает под капотом?

То, что я знаю, чего я не знаю, довольно сильно мне помогло составить план работ. Он выглядел примерно так (выдержка из моего письма будущему ментору):

  • технологии (сейчас самостоятельно изучаю Vue 3 и TypeScript, хочу больше практики)
  • изучение паттернов проектирования (и написание чистого кода)
  • решение алгоритмических задач (для прохождения собеседований)

В этой серии статей я бы хотела рассказать о моем обучении за последние три месяца (и тут не обошлось без Хекслета). Спойлер — я не сделала все, что планировала, не добилась каких-то невероятных успехов и не получила сразу по окончании программы оффер х2 от текущей зарплаты. Зато начала осваивать React (чего не планировала изначально), порешала кучу задачек, узнала много нового и сделала небольшой пет-проект. Все самое сложное у меня еще впереди, но я уже не боюсь этого так сильно и в целом довольна проделанной работой.

В следующих статьях я расскажу:

  1. Какой план развития мы согласовали с ментором, чем я занималась весь первый месяц и как чуть не выгорела
  2. Какие курсы на Хекслете я выбрала для прокачки мидловских скиллов
  3. Как я писала пет-проект на коленке за неделю до окончания программы

Менторство. Личный опыт

Ни для кого не секрет, что менторство – очень хороший способ обучения технических специалистов. Намного эффективней, чтобы тебя «провели за руку», чем тратить часы на поиск ответа в гугле или на просмотр видео. Плюсов у такого подхода много, например:

  • Для сотрудника: возможность перенять опыт, обратная связь, реальные кейсы;
  • Для ментора: опыт наставничества / обучения, возможность восполнить свои пробелы в знаниях, борьба с синдромом «самозванца» (все-таки если ты учишь – значит твои знания и опыт кому-то нужны);
  • Для компании: передача опыта и знаний внутри компании, обученные сотрудники;

и многое другое.

Я работаю программистом с 2014 года. За 9 лет работы у меня было несколько менторов в различных компаниях, были также случаи, когда ментором был я.

Я бы хотел поделиться своим личным опытом в формате истории. Как проходил процесс обучения, что делали мои менторы, и как это повлияло на мою карьеру.

1. Первый опыт в ИТ и первый ментор

Это было 9 лет назад, я активно искал свою первую работу. Я думаю, у многих в начале карьеры была такая же ситуация: изучаешь теорию, делаешь пет-проекты и ходишь на десятки собеседований, а толку – ноль. Но потом случилось настолько интересное и необычное собеседование, что его истинный смысл я по-настоящему понял, когда у меня у самого появились «ученики».

Полтора (если не два) часа мы разговаривали обо всем около ИТ, кроме технических вопросов:

  • «Как устроены бизнес-процессы в компании»;
  • «А вот если бы тебе надо было написать программу для [Название отдела]»;
  • «Если бы ты был начальником производства, с чего бы ты начал свой день»…

И так далее, только с каждым вопросом все сложнее и сложнее. Ни одного технического вопроса, ни одного тестового задания – только разговоры о теории. После этого собеседования я был в прострации, и мой мозг просто кипел. Но через день мне сказали, что меня берут!

Зачем же это было надо?

Зачастую Soft Skills гораздо важнее чем Hard Skills. Технические навыки можно догнать курсами, литературой и работой с наставником. Чтобы добавить +1 кнопку в интерфейс, простите, много ума не надо. А вот на проработку Soft Skills могут уйти годы.

Такого мнения придерживался мой интервьюер (он же руководитель). Что было особо важным для него:

  1. Наличие критического мышления.
  2. Аналитические способности. Важно, чтобы ты понимал первопричину задачи. Возвращаясь к примеру с +1 кнопкой в интерфейс, нужно ли вообще её добавлять?
  3. Абстрактное мышление. Могу ли я представить модель бизнес-процессов в голове. Поняв, ЧТО тебе надо написать, реализовать это в коде не настолько сложно.
  4. Организованность и память. Так как это было сложное производство с множеством нюансов, смогу ли я все это держать в голове и смогу ли поддерживать софт на протяжении нескольких лет в крупной и развивающейся компании.
Куда я устроился?

Несмотря на то, что в вузе у меня был С++, а сам я учил С#, устроился я программистом 1С. Это была крупная компания-производитель микроэлектроники. Почти все торговые, складские и производственные процессы были реализованы на 1С. То есть мы писали ERP-систему для всей компании. Отдел только зарождался, работали в нем: мой шеф, он же ментор, я и еще 1 джун. Начался мой процесс обучения.

Процесс обучения

«Их должно быть двое, ни больше, ни меньше. Один — чтобы воплощать могущество, другой — чтобы жаждать его». Звездные воины.

Или как говорил мой шеф: «Люблю поговорить о делах, которые удались». Основой обучения было: передача мне своего опыта, не только технического, но и жизненного; дать мне мотивацию идти за наставником. И я могу с уверенностью сказать, что мне было интересно, хотелось добиться того же, что и руководителю (может быть, даже и больше, я считаю, что здравые амбиции – это хорошо).

Первые 2 года работы:
  • прокачиваю свои технические навыки, читаю литературу и статьи, читаю чужой код;
  • ментор рассказывает о бизнес-процессах в компании, о своих прошлых проектах;
  • практикуем парное программирование. Порой по 10 часов в неделю я смотрел (через удаленное подключение) в монитор ментора, слушал его рассуждения и следил, как пишет он. Со временем парное программирование стало реально парным, так как я уже знал некоторые процессы и мог подсказывать;
  • я не реализовываю сложные задачи и не добавляю новый функционал, пока не уточню или не пойму требования полностью. Перед тем, как начать писать, пробую поставить себя на место пользователя программы;
  • посещаю многие митинги с заказчиками (другими отделами компании) вместе с ментором;

Признаюсь честно, на этом этапе меня очень часто выводило из себя такое частое общение с наставником. Но я видел рост (и навыков, и зарплаты) и продолжал.

3 – 4 год работы (Миддл)

Отдел постепенно расширяется. Нанимают и опытных программистов, и начинающих (каким был я). Теперь я, также как и мой ментор, помогаю новичкам:

  • знакомлю со всем, что сделано;
  • проверяю, правильно ли мой «ученик» понял задачу;
  • меня все также гоняет по требованиям мой наставник, но задачи стали сложнее;
  • такой же процесс к обучению применяется и для Senior-разработчиков, но в меньшей степени.

Могу сказать, что не всем такой формат подходит. Многие новые коллеги считали, что это странно, например:

  • «Разговоры отвлекают от работы». Возможно, но это часть обучения.
  • «Зачем копаться в требованиях и первопричинах задачи, если можно просто добавить кнопку, как этого просит пользователь?». Понятно, что не стоит доводить анализ каждой задачи до абсурда. Основной посыл обучения в том, чтобы развить понимание того, зачем ты что-то делаешь.
Чему я научился?

Для себя как для сотрудника я бы выделил такие плюсы и минусы этого обучения (менторства):

  • количество доработок ПО сводится к нулю, так как на начальном этапе ты разобрался во всех нюансах. Конечно, кому-то нравится процесс ради процесса и сотни задач в Джире по одной и той же теме, но как по мне – проект лучше закончить и взяться за следующий, иногда более интересный или с новой технологией. Новый опыт – больший прогресс и карьерный рост;
  • можно приступить к работе, даже когда нет начального ТЗ. Погружение в бизнес-процессы позволяет лучше понять, что именно нужно заказчику;
  • полезные навыки для роста: можно развиваться в разных направлениях, например, в PM, бизнес-аналитике (в этом направлении у меня даже была возможность трудоустроиться, но начало ковида в 20-м году немного изменило мои планы).
  • надо много общаться, не всем это подходит. Кто-то просто хотел бы сидеть и программировать в тишине.
Что это дает компании?
  • баги всегда исправляются «на корню». Чтобы больше такого не возникало в принципе;
  • каждый разработчик самостоятелен и сильно вовлечен в проект. Он может пообщаться с заказчиком и может сформулировать ТЗ, а потом его реализовать. Так сказать, «И один в поле воин».

Есть и минус. Многое зависит от самой компании. У разработчиков должна быть некая свобода, как именно они реализуют те или иные требования. К тому же это недешево, много времени уходит на «подумать». Мне кажется, такой формат больше подходит для тех, кто пишет или дорабатывает ПО внутри компании.

2. Смена стека, снова джун (условно) и новые менторы

Как я писал выше, для себя я изучал C#. И вот после 5.5 лет работы в 1С у меня появилась возможность устроиться параллельно на полставки .NET – стажером. Через год я сменил стек полностью. Я устроился в небольшую зарубежную компанию. Я и мои коллеги разрабатывали собственный продукт.

В техническом плане новый стек был на порядок сложней того, с чем я работал. Но я был крайне замотивирован полностью перейти в .NET, да и начинал я не с нуля.

Процесс обучения

Повторюсь, учитывая, что начинал я не с нуля – по коду, мне даже было понятно, что и где находится. Даже понимал, какую строчку мне надо дописать. Но не понимал, почему надо сделать именно так. Тут помогали менторы:

  • Первые полгода мне периодически рассказывали, почему было сделано так или иначе, подсказывали по архитектуре и делились своим опытом;
  • Неформально разговаривали об индустрии в целом, что очень сильно повышает мотивацию;
  • Через код-ревью я понимал теорию. Интересный подход, я ни разу не увидел в ревью моего кода, что «сделано неправильно». Всегда это было в духе – «а вот здесь вроде бы как хорошо подходит такой-то паттерн. Вот статья, почитай и попробуй, мне кажется, должно получится».

Несмотря на то, что книги по теории были мной прочитаны (например, Gang of Four, Clean code) – некоторые моменты сложны в понимании, если нет практики. В основном это касается паттернов.

«Ах, так вот для чего это надо было, я же читал…», возникало в голове.

Сейчас я понимаю, как ловко и непринужденно корректировали мои пробелы в знаниях. Это всегда было интересно, и ощущался непрерывный прогресс.

3. Как я был тимлидом у джунов на курсах программирования

Было и такое. Не буду вдаваться в подробности, так как это тема для отдельной статьи. На что я обращал внимание своих учеников (то же самое, что мне давали и мои менторы):

  • Важно понимать бизнес-процессы, заказчик не всегда может сформулировать требования;
  • Необходимо сначала продумать систему, только потом писать;
  • Информацию по техническим навыкам: интересные статьи, направление для дальнейшего развития и обучения.

К сожалению, многим джунам не особо интересен чужой опыт. Большинство хочет просто быстрее взять весла узнать, как пройти собеседование, и каких им знаний не хватает для той или иной вакансии.

Подводя итоги, хочу сказать, что я считаю менторство очень эффективным. Помимо развития каких-то определенных навыков, ментор также передает свой жизненный опыт. К тому же, работа с наставником ускоряет процесс адаптации в коллективе. Более того, положительный эффект есть и для компании, и для самого ментора.

Выводы

Несмотря на огромную разницу в подходе к менторству в двух компаниях, в которых мне довелось поработать, результат (для меня) был одинаковым. Человек с бОльшим опытом должен быть интересен. Он может делиться опытом или помогать развивать технические навыки. Если вы прислушаетесь к нему, будете усваивать и принимать то, что он говорит, вы получите огромное количество новых знаний, применимых в реальной жизни.

В моей карьере мои наставники мне очень помогли, и я стараюсь также делиться своим опытом. Надеюсь, было интересно и полезно.

  • Блог компании Аурига
  • Управление персоналом
  • Карьера в IT-индустрии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *