Что требуется сделать по команде задержать конец
Перейти к содержимому

Что требуется сделать по команде задержать конец

  • автор:

Как Поддержать Вовлеченность Команды и Удержать Лучших Сотрудников [10 Действенных Советов].

Елена Наськина, бизнес-тренер и руководитель проектов по развитию и продвижению компании «FG Consulting», дает рекомендации, следуя которым вы поддержите вовлеченность вашей команды в кризис и удержите таланты.

Настали не простые времена и кто как не крепкая вовлеченная команда поможет бизнесу сохранить, а может и укрепить свои позиции на рынке? Как поддержать сотрудников, как не допустить, чтобы ваши лучшие кадры ушли в поисках лучшей жизни?

В вашей компании есть ценные кадры? Уверенна, среди наших читателей ответ будет только утвердительным, а значит, эта статья для Вас! Думаю, ни для кого не секрет, чем лучшие сотрудники выделяются в компании: они мастера своего дела, их любят/уважают коллеги, они полны инициативы и усердия, вносят существенный вклад в достижение высоких показателей бизнеса. более того, часто они «держат/склеивают/ведут» команду. Как думаете, что произойдет, если вовлеченность таких сотрудников будет падать, или если кто-то из таких сотрудинков захочет уйти из комании? В лучшем случае, упадут показатели эффективности или Вы просто потеряете отличного работника, а в худшем, он вольно или невольно «потянет» за собой других ценных сотрудников, просто подав им пример. В любом случае, ничего хорошего для компании не ожидается.

Но эта статья не о том, что нужно опускать руки! Специально для вас я подготовила 10 действенных рекомендаций, следуя которым вы сохраните вовлеченность вашей команды в кризис и удержите таланты.

Это то, что вам нужно? Тогда приступим…

1. Усиливайте неформальные практики общения

Чаще собирайтесь с сотрудниками за чашечкой чая/кофе и обсуждайте «как жизнь», что хорошего, а может и плохого случилось. Держите «руку на пульсе» основных жизненных событий и настроения ваших коллег. Это не имеет ничего общего с пустой тратой времени и болтавней отрывающей от выполнения KPI. Поверьте, это же время ваши сотрудиники все равно потратят на «перекуры» с коллегами, но вопрос будете ли Вы рядом? Не только выслушайте, но и поделитесь своими новостями с командой. Они должны чувствовать, что вы в «одной лодке», Вам не все равно.

neformalnie_praktiki_obsheniya.jpg

2. Усиливайте коммуникативные практики

Чаще собирайтесь на рабочие совещания. Это ни в коем случае не должны быть пустые демонстративные встречи, смысла в которых никто не видит. Чаще обсуждайте проблемы, привлекайте к решению команду. В кризис особенно важно принимать решения быстро, а для этого необходима актуальная информация и умение найти выход, полагаясь на опыт и поддержку команды.

3. Поощряйте инициативу сотрудника, дайте ему возможность внести свой вклад в общее дело!

Есть отличный способ показать подчиненному, что он очень важен для Вас и бизнеса в целом. Спросите его мнение! Организовать это можно по-разному, от «ящика инициатив» до «открытой» двери начальства всегда готового выслушать, а главное прислушаться к сотруднику. Ведь ваша команда носитель ценнейшей информации, которая может «дойти до верха» только если сотрудники четко знают, что такая инициатива не только не наказуема, но еще и поощряема! Бизнес при этом получает двойную выгоду: вы поощряете и вовлекаете персонал + внедряете инициативы. Конечно, не нужно делать всё, что вам рекомендуют сотрудники. Но если есть такая возможность — делайте. Причем пусть это видит и инициатор, и вся команда! Пусть люди знают, как сильно вы цените мнение персонала. Пусть знают, что они могут внести свой вклад в общее дело! И старайтесь использовать эту рекомендацию не только для будущих перемен, но и, зачастую, для пусть небольших измениний, но в «близком настоящем»!

4. Давайте доступ к необходимой информации. Не лишайте людей смысла деятельности!

В этом плане показательным является исторический пример, описанный Ричардом Фейнманом.

1314.png

Р. Фейнман принимал участие в Манхэттенском проекте. Работа требовала большого количества сложных вычислений, для осуществления которых нанимали рядовых сотрудников, женщин. Они должны были с помощью арифмометра совершать вычислительные операции. Большую операцию разбивали на множество маленьких, последовательно записывали на карточки и отдавали девушкам (каждая из них выполняла свою операцию, передавала свой результат соседке, и так до тех пор, пока вычисления не были произведены до конца). Если кто-то из них ошибался, все начинали сначала. Так как проект был секретный, никто из рядовых сотрудников не знал, над чем они работают, они просто делали вычисления. Количество ошибок было большим и процесс вычислений был очень длительным. Тогда, Ричард Фейнман пошел к военному руководству и убедил сообщить операционисткам цель их деятельности. Им рассказали, что они работают над созданием супер оружия, которое положит конец войне. С момента, как сотрудники узнали, количество ошибок существенно снизилось, и скорость работы возросла. Знание смысла своей деятельности было единственным условием, которое изменилось в их работе, но которое, в свою очередь, привело к существенному увеличению эффективности и формированию эмоционального контекста в работе девушек!

В примере речь идет о линейном персонале и простом функционале, но, задайте себе вопрос: «Уверенны ли Вы, что ваши лучшие сотрудники всегда понимают смысл и ценность тех поручений, которые им делегированы?» Часто в цейтноте мы упускаем такой важный параметр постановки задачи, как объяснение более широкого контекста и сути задания. А поверьте, выполнение «бессмысленных» поручений (даже если они важны, но сотрудник об этом может просто не знать или не верить в нужность поставленной задачи), снижает мотивацию ваших сотрудников в разы! Так что не лишайте людей смысла деятельности!

5. а) Давайте больше ответственности

Не давайте «скучать» своим талантам. Как правило, ценные сотрудники не любят надолго застревать в «комфортном функционале». Давайте новые цели, новые полномочия, новые проекты… помогайте развитию сорудника, создавайте среду, в которой выигрывают все: ваш сотрудник растет (не обязательно по карьерной лестнице, хотя бы в рамках компетенций), вы пожинаете плоды его эффективности!

5. б) Повышайте грамотно

Если же есть основания и возможность – повышайте сотрудника! Важно во время дать понять сотруднику, что вы отмечаете его результаты и достижения. Это покажет команде, что вы цените трудолюбие, корпоративность и т.д. Хотелось бы отдельно уточнить формулировку «во время» отмечайте успехи… Про то, что обратная связь должна даваться своевременно, я уверена, Вы прекрасно знаете… здесь я имею ввиду другое. Позвольте привести личный пример.

Когда я училась в 9 классе, наша мудрая классная руководительница в конце года сделала одну вещь, которая не стоила ей абсолютно ничего! Получив свой дневник, я увидела над шкалой годовых оценок красную надпись: «Лена, вперед на медаль!» Оценить силу этой своевременной мотивационной надписи можно узнав, что медаль я все-таки заработала.

Как говорит CEO и ведущий тренер FG Consulting Макаров Антон: «Нет ничего более мотивирующего, чем слово руководителя!» Однако помните, что если слово и действие руководителя эффективно действует на всех сотрудников, то повышать в должности нужно не всякого ценного члена команды. Известный канадский педагог Лоуренс Джонстон Питер однажды сказал, что каждый менеджер может подняться до уровня своей некомпетентности. Поэтому, даже если сотрудник отлично выполняет свои обязанности, это, к сожалению, не означает, что он будет так же хорошо справляться, если станет начальником. Если есть возможность – увеличьте его зарплату. Но это уже следующая рекомендация…

6. Сотрудник должен воспринимать свой доход как справедливый

Порой, чтобы нанять лучшего кандидата мы идем на то, чтобы платить ему выше рынка, верно? Но логично делать так и с ценными сотрудниками, которые уже оправдывают ваши ожидания. Платите больше! Не столько, чтобы их мотивация пошла вниз, просто платите больше, чем другие, не забывая показывать, почему вы это делаете: вы действительно цените их труд, и ждете соответсвтенной отдачи.

7. Создайте достойное окружение

Это весьма непросто, особенно если говорить о крупных корпорациях, в малом бизнесе реализуемо быстрее. Ответьте на вопрос: «Есть ли в компании сотрудники, которые тянут ее вниз»? Это необязательно сотрудники, которые плохо выполняют свои непосредственные обязанности, это могут быть члены команды, которые негативно мыслят, сплетничают, ведут себя не в рамках корпоративных ценностей и т. д. Если у вас в голове возник образ конкретного Вашего сотрудника, подумайте, нужен ли он команде? Ведь для сильной воодушевленной команды очень важно, чтобы рядом с ценными сотрудниками работали такие же важные уважаемые коллеги. Не давайте вашей команде «хромать», не снижайте мотивацию коллектива из-за страха/нежелания расстаться с теми, кто тормозит прогресс компании. Такие сотрудники могут работать давно (возможно раньше они вели себя иначе) или быть новечками… В зависимости от специфики деятельности «испытательный срок» может варьироваться, но если человек не принимает помощь, «не вливается», не подтягивает свои точки роста, нужно расставаться.

8. Перемещайте таланты

Помните, я говорила, что нельзя давать «скучать» своим талантам? А что делать, если повышать некуда и задач/проектов новых и интересных в рамках должности не предвидеться? Тогда, возможно, у вас в компании есть другие отделы/вакансии/подразделения, где ваш талантливый сотрудник мог бы с пользой для себя и общего дела проявить себя? Такая практика (кросс-функциональная ротация кадров) систематически используется в западных компаниях. Бизнесу часто идет на пользу, если его сотрудники знают «изнутри» работу смежных отделов. Подумайте, может она будет полезна и вашей команде?

9. Используйте дух дружеского соревнования

Как взбодрить команду, подстегнуть, увеличить результативность? Вспомните детство. Вы любили классные эстафеты на уроках физкультуры или школьные соревнования между параллельными классами? Используйте дух соревнований. Сформируйте несколько команд в рамках одного отдела либо из отдельных подразделений. Дайте им одинаковое задание и ограничьте во времени. Так вы получите несколько решений важной проблемы и простимулируете сотрудников проявить себя. Команду, которая справится лучше, поощрите. Не оставляйте без внимания и другую группу, ведь у вас наверняка будет что сказать относительно их сильных сторон.

10. Забудьте о чрезмерном контроле

Кто любит, когда его контролируют? Пожалуй, никто. Одно дело, когда речь идет о новичке/ленивом сотруднике и т.п. (возвращаемся к пункту 7). Если же мы говорим о ЛУЧШИХ, — они знают что и когда им надо сделать. Они же лучшие! Чрезмерный контроль убивает вовлеченность, мотивацию и инициативу! В отдельных случаях, злит и разочаровывает. Переживаете за выполнение задачи? Сделайте все возможное, чтобы не переживать, но на этапе постановки поручения и передаче ответственности сотруднику. После не мешайте выполнять задачу эффективно, «не стойте над душой». Лучше всего лучшие сотрудники делают свою работу тогда, когда знают, что им доверяют. Если будут проблемы, они не будут ждать, когда они перерастут в катастрофу, а вовремя сами прийдут к вам, ведь знают, что ваша дверь всегда открыта (см. пункт 1-3).

Резюме

Коллеги, уверена, если не все, то очень многие из вас попадали в ситуацию, когда их лучшие сотрудники уходили в другие компании. Но, надеюсь эти рекомендации помогут Вам снизить риск такой ситуации в дальнейшем и сохранить ценные кадры в своей команде особенно во времена неопределенности рынков.

Берите на вооружение эти 10 рекомендаций (хотя бы часть из них). И, уверенна, скоро вы отметите, что ваша команда стала крепче, а лучших сотрудников стало больше.

Нашли что-то ценное для себя? Ставьте «Лайк» и делитесь с коллегами! Так вы покажете, что на тему построения отношений с сотрудниками нам стоит готовить больше статей и видео-сюжетов.

Что требуется сделать по команде задержать конец

Цель: осознание участниками сходства друг с другом, своего места в группе, определение общегрупповых ценностей. Приобретение опыта группового взаимодействия, улучшение коммуникации между членами группы, получение участниками опыта успешного достижения групповой цели. Создание условий для проявления лидерских способностей.
Время проведения: в тренинге по теме «Командообразование» данные упражнения будут относиться к основному блоку, следовательно, могут занимать 30-40 минут от всего тренинга. В каждом упражнении указано время проведения. Вы можете компоновать понравившиеся упражнения по своему усмотрению.

Упражнение «Повернуться в одну сторону»

Участники свободно рассредоточиваются в пространстве таким образом, чтобы расстояние между соседями составляло не менее 70-80 см, и встают лицом одном направлении (например, все стоят лицом к двери). Далее по хлопку ведущего все одновременно выполняют прыжок на месте. В прыжке можно повернуться в любую сторону на 90, 180, 240 или 360 градусов. Каждый сам решает, куда и насколько ему повернуться, разговаривать об этом нельзя. После прыжка участники смотрят друг на друга (при этом можно общаться с помощью мимики и жестов, но не слов) и по очередному хлопку, вновь закрыв глаза, совершают следующий прыжок из того положения, в которое приземлились ранее. Задача: после очередного прыжка все участники должны приземлиться, повернувшись лицом все в одну сторону (не важно, в какую именно).
Обсуждение: Что вызывало трудности в начале упражнения? Можно полнить упражнение, действуя по принципу «каждый сам за себя»? Какие действия обеспечили успешное выполнение этого задания? Каким образом вы поняли замысел других участников и передали им свой замысел?
Время проведения: 10 минут.

Упражнение «Образуем круг»

Ведущий: «Мы все очень разные. Интересуемся разными вещами, увлекаемся различными хобби. Но все-таки между нами есть сходства. Следующее упражнение поможет некоторым участникам открыться по-новому и, в свою очередь, узнать что-то новое неожиданное о других».
В начале упражнения необходимо выбрать одного добровольца. Доброволец выходит в центр круга и говорит «Я люблю кошек», например. Фразу можно заменить, например, «Я увлекаюсь…». Тот человек, который разделяет его интересы, подходит к нему и берет его за руку. И в свою очередь говорит: «Я люблю…». И таким образом образуется цепочка. В конце последний участник берет за руку первого и круг замыкается.
Время проведения: 10-15 минут.

Упражнение «Прирожденный лидер»

Перед началом упражнения необходимо сделать искусственные препятствия по всему пространству кабинета. Расставить парты и стулья в хаотичном порядке.
Ведущий: «В каждом коллективе есть лидер. Это тот человек, который направляет, воодушевляет, распределяет обязанности. Как правило, лидер знает цель лучше всех и лучше всех видит перспективу, определяет пути развития. Сейчас мы проверим способности нашего лидера и степень взаимопонимания лидера и коллектива». Инструкция: все участники выстраиваются друг за другом в колону. При этом лидер (староста группы) становится позади колоны лицом назад. Тот человек, который стоит впереди колоны идет вперед, а лидер направляет его. Колона должна слушаться лидера, а задача лидера – выбирать направление, чтобы достигнуть цели.
Время проведения: 10 — 15 минут.

Упражнение «Город группы»

Данное упражнение предполагает одновременное рисование в пределах общей территории: города группы.
Ведущий: «предлагаю нарисовать город нашей группы и поселить себя в нем. В городе может быть инфраструктура – кафе, магазины и т.д. В черте города может быть лес, река, озеро, парк. Не ограничивайте себя в творчестве» (на выполнение задания отводится 20 минут). После того, как участники закончат рисовать, рисунок «города группы» кладется в центр круга. Обсуждение:

  • Почему ты выбрал данное место для «строительства» своего дома?
  • Ты поместил себя в центр листа на краю? Почему?
  • С кем рядом ты построил свой дом?
  • Участники «поселили» свои персонажи в свои дома или в построенные кем-то другим? И почему?
  • Какую лепту ты внес в общий рисунок?
  • Какую роль ты выполнял в процессе работы? Какую роль выполняли другие? Выявился ли лидер в процессе работы?
  • Комфортно ли тебе было работать с одногруппниками?

Реквизит: ватман, цветные карандаши, фломастеры.
Время проведения: 30 минут.

Упражнение «Вавилонская башня»

Участники делятся на 2 команды. Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей. Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д. Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос.
Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (5-7 минут). Обсуждение: Трудно ли было выполнять задание? Что показалось трудным? Успешно ли было взаимодействие в группе? Благодаря чему?
Реквизит: цветные маркеры, ватман, заготовленные заранее индивидуальные задания.
Время проведения: 15 минут.

Упражнение «Скалолаз»

Участники встают в плотную шеренгу, создавая «скалу», на которой торчат выступы, образованные из выставленных вперед рук и ног участников, наклоненных вперед тел. Задача игрока – пройти вдоль этой «скалы», не упав в «пропасть», т.е. не поставив свою ногу за пределы линии, образованной ступнями участников. Проведение упражнения удобнее организовать в форме цепочки — участники с одного конца «скалы» поочередно пробиваются к другому, где вновь «встраиваются» в нее. После выполнения задания участники садятся на свои места, и идет обсуждение: Какие чувства возникали у водящих и участников, образующих «скалу» при выполнении данного упражнения? Что помогало, а что мешало справиться с заданием?
Время проведения: 5-10 минут.

Упражнение «Узелок»

Группа делится на две равные команды. Каждая из команд выстраивается в колонну таким образом, чтобы направляющие колонн стояли лицом друг к другу на расстоянии около 1,5 метра. На роль направляющих можно выбрать наиболее активных и коммуникабельных участников. Каждый участник держит в руке веревку, протянутую вдоль обеих колонн. Дается задание: не отрывая рук от веревки, завязать узел на ее промежутке между двумя направляющими. Техника завязывания узла участникам не объясняется. Они должны сами догадаться и выполнить задание.
Обсуждение: От чего зависел ваш успех? Либо почему не справились? Насколько слаженными были ваши действия? Выявился ли лидер? Охотно ли остальные следовали его указаниям? Может у кого-то было свое видение?
Реквизит: бельевая веревка.
Время проведения: 15 минут.

Упражнение «Дух группы»

Участники рисуют на листе ватмана любую фигуру, олицетворяющую группу (например, фигуру человека, здание университета, большое дерево, гору и т.д.). Лист бумаги с нарисованной фигурой лежит в центре круга. У каждого участника есть 1 минута на то, чтобы подумать, какая манера вести себя, какие установки будут полезны для совместной работы, а какие нет. После этого участники должны написать внутри фигуры ключевое слово – название качества, чувства, ощущения, которое кажется им полезным для эффективного взаимодействия в группе. На этом же листе, но за пределами фигуры участники записывают то, чего они хотели бы избежать в групповом взаимодействии. Затем ведущий предлагает подобрать для фигуры имя.
Реквизит: ватман, фломастеры, цветные карандаши.
Время проведения: 30 минут.

Упражнение «Зачем мне нужна эта группа?»

Ведущий задает игрокам вопрос: зачем вам нужна эта группа? Как группа может помочь достичь индивидуальных целей? (каждый участник называет по 2 цели) Один из участников фиксирует ответы на доске. Затем каждый ответ записывается на двух карточках. Карточки перемешиваются и раздаются участникам. Далее участники, взаимодействуя между собой, обмениваются карточками. Каждый старается найти и получить карточки, на которых записаны его собственные важнейшие цели. На выполнение этого задания дается 15 минут. После завершения этой части упражнения, группа снова собирается в круг, каждый рассказывает окружающим, собрал ли он карточки со своими целями, и перечисляет цели.
Затем каждый отвечает на вопросы: Появились ли у кого-нибудь новые цели, изменились ли приоритеты в течение игры. Как группа может помочь в осуществлении этих целей? При этом новые цели и приоритеты добавляют к раннее сделанному списку.
Реквизит: карточки форматом 7×10 см, настенная доска, ручки.
Время проведения: 25-30 минут.

Упражнение «Эмблема группы»

1 этап — герб рода. Инструкция: «У дворян, дети которых могли учиться в университетах, были родовые гербы, в которых была зашифрована определенная информация рода. Сейчас такой традиции нет. Но все вы – продолжение своих родителей, как они продолжение своих, те продолжение своих. Чем же Вы все связаны, что есть у вас общего? Что такого особого в вашем роду есть? О чем про вас могут сказать соседи и знакомые? Что есть такого ценного в ваших семьях, что Вы несете на себе, что Вы передадите своим детям? Что ни в коем случае не можете потерять? Каждая семья уникальна. Может быть ваша – очень трудолюбива; может быть вы все любите природу, туризм; может быть в вашей семье приоритеты высшего образования; а может несколько поколений вашей семьи учились в Томске или в ТПУ? Нарисуйте это в образах, символах, снабдите девизом». Если в группе есть студенты – сироты или из неблагополучных семей, то есть смысл сразу сказать об этом: «Конечно, не всем повезло родиться в благополучных семьях, и кому то из вас, возможно, не захочется вспоминать свою семью. Так станьте Родоначальниками. Создайте свой род на тех ценностях, которые вы хотите видеть в своей семье, в своих детях, внуках». На работу дается 10 минут. По прошествии 10 минут, снова встаем в круг. Студенты представляют свой герб.
2 этап — объединение. Ведущему важно поддержать каждого студента и помочь ему сформулировать позитивные черты его семьи, обратить внимание на схожесть гербов: «Посмотрите, насколько вы похожи, кто-то больше, кто-то меньше. Найдите среди всей группы гербы похожие на ваши – символикой, девизом и объединитесь в группы по несколько человек» (необходимо, чтобы получилось от 2 до 4 групп). Инструкция: «Нарисуйте объединенные гербы. Условие: элемент герба каждого участника должен присутствовать на общем гербе группы. На работу дается 5 минут. Далее идет презентация групповых гербов (по минуте от группы).
3 Этап — рисуем эмблему группы. «Чтобы чувствовать себя в другом месте, как дома, человек берет с собой какую либо вещь. Чтобы Вам было в вашей группе комфортно нарисуйте эмблему группы, опираясь на ваши объединенные гербы. Можно объединять по смыслам, главное, чтобы каждый из Вас мог сказать – Это про меня ». 10 – 15 минут.
Реквизит: литы А4 на каждого участника, разделенные на 4 части, цветные фломастеры, маркеры, ватманы (1 штука).
Время проведения: 35 минут.

Упражнение «Необитаемый остров»

Представьте себе, что в результате кораблекрушения вы оказались на необитаемом острове. В ближайшие 20 лет вы не сможете вернуться к нормальной жизни, в ваши родные края. Ваша задача – создать для себя условия, которые смогли бы вас удовлетворить. Вам необходимо:
А) освоить остров, организовать на нем хозяйство;
Б) наладить на нем социальную жизнь (создать организацию, распределить функции, роли, обязанности и т.п.);
В) установить правила и нормы совместной жизни на острове (в форме 10 основных предписаний).
На это вам дается полчаса и полная свобода действий в рамках пунктов а – в.
Обсуждение: Что вы чувствовали во время организации жизни на острове? Какую роль вы выполняли на острове? Вы были удовлетворены этой ролью? Если нет, то какая роль вам больше бы подошла? Как воспринималось поведение других на острове?
Реквизит: лист бумаги с инструкцией, ручки.
Время проведения: 20-30 минут игра, 10 рефлексия.

Упражнение «Хорошие и плохие поступки»

Участников делят на две команды случайным образом. Задача одной команды — написать как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать себя больше. Соответственно, задача другой — написать как можно больше поступков, из-за которых уважение человека к себе теряется. «Что вы будете считать в своей группе хорошими поступками и уважать за них, а что – плохими». По желанию каждая команда может подкрепить слова рисунками, сценками о соответствующих поступках. Каждая команда представляет свою тему. Дальше идет общее обсуждение, участники соглашаются или нет со списком. В конце ведущий суммирует все сказанное, создается общий список.
Примечание: очень важно обратить внимание на то, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками, но каждый раз, выбирая то или другое поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе. Важно осознание участниками группы связи между поступками и самоуважением. Выделение самого понятия самоуважение и обнаружение его связи с взаимоуважением. А это необходимое условие полноценного общения, без которого невозможно развитие сплоченности.
Реквизит: листы бумаги А4 на две команды, ручки, цветные карандаши, фломастеры.
Время проведения: (5-7 минут – работа в группах, 10 минут – обсуждение, составление общего списка) 15-17 минут.

Упражнение «Корабль. Планета»

Группа делится на 2 команды, одна из которых рисует планету, жить на которой будет приятно всей группе (включая вторую подгруппу), места там должно хватит на всех. Вторая подгруппа рисует корабль, на котором они до этой самой планеты доберутся, с учетом, что на корабле места должен охватить всей большой группе. В конце каждая группа/подгруппа представляет своё творение.
Реквизит: листы ватмана для двух команд, цветные фломастеры, маркеры, карандаши.
Время проведения: 15 минут.

Упражнение «Передача движения по кругу»

Участники садятся в круг. Один из участников группы начинает действие с воображаемым предметом так, чтобы его можно было продолжить. Сосед повторяет действие и продолжает его. Таким образом предмет обходит круг и возвращается к первому игроку. Тот называет переданный им предмет и каждый из участников называет, в свою очередь, что передавал именно он. После обсуждения упражнение повторяется еще раз. Время проведения: 5- 10 минут.

Упражнение «Печатная машинка»

Участникам загадывается слово или фраза (пример: я учусь в Томском Политехническом Университете). Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши. Реквизит: карточки с буквами. Время проведения: 10 минут.

Игра «Дигикон»

В соответствии с замыслом игры участники должны исполнять роли «узников» и «роботов».
1. Разбейте игроков на группы любой численности от 4 до 8 — размеры могут варьировать.
2. В каждой группе попросите одного добровольца сыграть робота. Предложите «роботам» представить, что они являются механическими рабами, которые обязаны повиноваться своим хозяевам. Они могут видеть, слышать, двигаться и реагировать, но не умеют говорить.
3. Сообщите остальным, что они являются «узниками», заключенными в камеры, и поместите каждую группу в угол или возле стены, отгородив ее столами и стульями, чтобы получилась «камера». Расположите «камеры» как можно дальше друг от друга. «Роботы» стоят снаружи, перед камерами своих хозяев, и ждут начала деятельности.
4. Обратите общее внимание на большой дверной ключ, который вы положите у всех на виду (это может быть любой предмет, например, ручка).
5. Ознакомьте всех со следующим сценарием. По ходу чтения он покажется сложным, но разъяснения займут всего несколько минут.
Сценарий
Вы все являетесь героями научно-фантастического рассказа. Одни — пришельцы из космоса, а другие — роботы. Земляне заключили всех пришельцев в тюрьму и заперли в камеры. Стража в любой момент может увести их на казнь. Единственная возможность для пришельцев убежать — приказать роботам принести ключ (лежит на виду), который подходит к двери каждой из камер. Но необходимо спешить, потому что неизвестно, кем окажутся пленники в других камерах — друзьями или врагами. Те, кому удастся бежать, могут либо выпустить остальных, либо убить их. Роботы могут заходить куда угодно, кроме камер. До того, как узники смогут воспользоваться услугами своих роботов, им придется создать их память и отдать последним ряд команд, которые нужно записать. К сожалению, память роботов способна удержать лишь 10 команд, каждая из которых состоит максимум из двух слов. Это единственные звуки, на которые роботы могут реагировать. Более того — команды не могут отдаваться на каком-либо известном языке; они должны состоять из бессмысленных слов: например зин —иди вперед или чат ~ иди назад. Это продиктовано тем, что в каждой камере сидят представители различных цивилизаций, у которых нет общего языка, и потому им приходится его изобретать. В каждой камере группа заключенных должна выработать свои условные команды и занести их в справочные таблицы соответствующих роботов, чтобы затем им можно было приказать пойти, взять ключ и принести его в камеру. Таким образом роботы реагируют на ряд заранее определенных команд. Эти команды, когда их усвоят, можно повторять и отдавать в любой последовательности. Однажды сформированную память роботов нельзя изменить.
Когда вы покончите с объяснениями, кратко ответьте на вопросы и убедитесь, что все понимают, что им нужно делать. Затем дайте узникам 5 минут на формирование «памяти» роботов. Каждая камера должна обсудить, какие слова будут означать команды для роботов, и записать их вместе с переводом на нормальный язык (в 2х экземплярах, 1 для узников, 1 для робота). По истечении 5 минут удалите всех роботов из комнаты. После этого объявите, что стражники сделали в тюрьме кое-какие перестановки, и немного сдвиньте мебель — например, перетащите стол на середину комнаты и скажите, что это туннель, по которому роботам придется ползти за ключом. Добавьте еще несколько препятствий, чтобы роботам пришлось, например, через что-то перелезать. После такого отдельные узники придут в полное смятение, поскольку им наверняка и в голову не приходило ввести в память роботов слова ползти или перелезать. Успокойте их и посоветуйте стараться изо всех сил. После того как пленники уяснят последовательность действий, которые необходимо выполнить их роботам, чтобы добыть ключ, пригласите роботов подойти к вам, заберите у них шпаргалки, перемешайте их и снова раздайте так, чтобы ни у одного из них не оказалось в руках первоначального варианта. Это наверняка посеет панику как в рядах как роботов, так и пленников. Вы же прокомментируйте свои действия тем, что роботы — всего лишь машины, и неважно, чьим командам они подчиняются. Объявите, что теперь роботы готовы к действию. Конец игры – когда один из роботов возьмет ключ.
Примечания: ведущему необходимо внимательно следить за соблюдениями правил игры.
Обсуждение: Как на Ваш взгляд, Ваша команда справилась с задачей? Какой вклад в общее дело внесли Вы лично? Что Вам показалось самым трудным?
Время проведения: 30 минут.

Упражнение «Красная Шапочка без… »

Участникам необходимо рассказать сказу про Красную Шапочку, не произнося в рассказе букву «Л». Слова, содержащие запрещенную букву можно заменять синонимами, главное сохранить суть сказки. Группа садится в круг, первый игрок начинает рассказ и ведёт его до той минуты, когда звучит «запрещенная буква» или до первой замены. Следующий по очереди в случае ошибки предыдущего игрока начинает сказку сначала, в случае удачной замены слова, продолжает повествование до первой замены. И так далее.
Время проведения: 15- 20 минут.

Упражнение «Командный узел»

Группа становится в шеренгу. Ведущий даёт команде длинную толстую верёвку. Каждому участнику группы нужно взяться за верёвку двумя руками. Задание: не отнимая от верёвки рук, команда завязывает её «командным узлом«.
Время проведения: 5 – 10 минут.

Упражнение «Приключения в лабиринте»

Участники разбиваются на пары (способы разделения на пары см. в конце методического пособия). Один человек из пары будет ведущим, другой ведомым. Ведомому завязывают глаза. После этого тренер организует тренинговое пространство – выстраивает полосу препятствий из стульев и столов. Инструкция: задача ведомого пройти по маршруту и не запутаться в лабиринте. Ведущий дает указания словами: влево, вправо, два шага в сторону и так далее. Ему нельзя касаться ведомого руками и как-то, кроме слов, руководить действиями партнера. Затем в паре участники меняются ролями и второй участник проходит лабиринт.
Обсуждение: Доверяли ли Вы своему партнеру? Легко или сложно Вам было выполнить данное упражнение? Изменилось ли Ваше отношение к своему партнеру после выполнения упражнения?
Время выполнения: 15-20 минут.

Упражнение «Проективный рисунок»

Ведущий предлагает участникам нарисовать коллективный портрет группы: каждый имеет право нарисовать только один элемент. Данную процедуру целесообразно провести в завершение, чтобы увидеть, какие изменения произошли внутри группы.
Реквизит: ватман, фломастеры, цветные карандаши.
Время проведения: 15 минут.
5.21. Упражнение «Приседания»
Участники приседают три раза, касаясь ягодицами пола. Подняться нужно без помощи рук. Затем участники становятся попарно, один напротив другого, руки – на плечах друг друга, носки касаются носков. Нужно присесть, касаясь ягодицами земли, подняться.
Обсуждение: Когда легче было выполнить это упражнение? Одному? Вдвоем? Что помогало вам быстро подняться?
Затем участники встают в круг, руки на плечах друг друга, носки касаются носков. Присесть точно так же, как и при упражнении в парах. Ведущий: «Что нужно сделать, чтобы подняться всем вместе?» Команда может отработать несколько стратегий. Если возникнут трудности, ведущий может дать подсказку: сделать круг уже.
Обсуждение: Что помогло вам выполнить это упражнение? (Вывод: когда мы ближе друг к другу, мы можем все.)
Время проведения: 10 минут.

Упражнение «Паутина»
Организация тренингового пространства: при помощи ниток или скотча соорудить препятствие в виде паутины, таким образом, чтобы через него могли пройти члены группы.
Участники берутся за руки, образуя шеренгу. Необходимо пройти паутину, не зацепив растяжки, не разомкнув рук. В случае ошибки команда начинает упражнение сначала.
Реквизит: клубок ниток или скотч.
Время проведения: 10 минут.

29. Что требуется сделать по команде ВЫБИРАТЬ КОНЕЦ?

29. Что требуется сделать по команде ВЫБИРАТЬ КОНЕЦ?

На вопрос ещё не добавлено комментариев. Нашли ошибку или считаете, что вопрос некорректно составлен? — расскажите об этом.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Активируйте «полный доступ», чтобы убрать всю рекламу на сайте

Нашли ошибку или есть предложения? — напишите нам

36. Что требуется сделать по команде ЗАДЕРЖАТЬ КОНЕЦ?

36. Что требуется сделать по команде ЗАДЕРЖАТЬ КОНЕЦ?

По команде «Задержать конец» требуется прекратить выбирание или притравливание конца и удерживать его в руках.

Комментарии

Новый комментарий

На вопрос ещё не добавлено комментариев. Нашли ошибку или считаете, что вопрос некорректно составлен? — расскажите об этом.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Активируйте «полный доступ», чтобы убрать всю рекламу на сайте

Нашли ошибку или есть предложения? — напишите нам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *